На главную | V съезд

V съезд депутатов Красноярского края (29 апреля 2009 года)

Рекомендации «круглого стола» по теме «Эффективность мер государственной и муниципальной поддержки экономики в крае в современных условиях»

30 апреля 2009 года


Заслушав и обсудив доклады, предложения делегатов V Съезда депутатов Красноярского края и других участников заседания «круглого стола», делегаты отмечают следующее. В последние годы, несмотря на стабильный экономический рост в крае вследствие благоприятной конъюнктуры цен на мировых товарных рынках (рост промышленного производства составил: в 2007 году 104,1% к 2006 году, в 2008 году — 105,3% к предыдущему году), полученные прибыли предприятий (прибыль за 11 месяцев 2007 года — 207,1 млрд рублей, или на 30% больше 2006 года, из них металлургическое производство192,4млрд. руб.; за 11 месяцев 2008г. — 176,9 млрд. рублей, 73% от 11 месяцев 2007 года, из них металлургическое производство — 155,1 млрд. рублей) не реинвестировались на должном уровне в экономику края: частично они перераспределялись в другие бюджеты через налоговую систему (только по налогу на прибыль организаций, который в последние годы составлял 56—57% всех налоговых поступлений в крае, на долю федерального бюджета на 01.01.09 пришлось 33% от всей суммы налога, уплаченного на территории края), частично перераспределялись в ходе реализации инвестиционных программ крупных компаний за пределы края.
Такая ситуация в последние два года характерна для экономики края в целом: большая часть финансовых вложений организаций (в 2009 году — 82% от их общего объема, в 2007 году — 70% соответственно) произведена не за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, а за счет привлеченных средств. Многие предприятия, независимо от места и вида их деятельности, привлекли кредиты коммерческих банков под залог своего имущества, проинвестировали их в развитие производства. Однако в условиях масштабного снижения спроса, сокращения производств приобретенные за счет кредитных ресурсов средства производства не дают той отдачи которая ожидалась. При этом, уменьшается залоговая стоимость имущества, в то время как стоимость кредитов зачастую дорожает. Предприятия оказываются на грани банкротства.
Особенно отчетливо эти процессы проявились в строительной отрасли края. В результате сворачивания банковских ипотечных программ спрос на жилье по действовавшим ценам сократился, что не могло не отразиться на финансовой устойчивости строительных предприятий и объемах строительства, в первую очередь, жилищного (в 2007 году введено в действие 1134,9 тыс.кв. метров общей площади жилья, рост к 2006 году — 129%, в 2008 году — 1094,1 тыс. кв. метров, при прогнозируемых 1250 тыс.кв. метров, снижение к предыдущему году — на 5,6%).
Сложная ситуация на отдельных предприятиях края: ДЗНВА, Экскаваторном и Шинном заводах, и др. Прекратила деятельность крупнейшая компания ОАО «Красэйр». Сворачивание деятельности предприятий порождает комплекс проблем: занятости, наполнения доходной базы краевого и местных бюджетов, уменьшение предложения на рынках товаров и услуг и т.д.
Ситуация в крае усугубляется моноотраслевым характером экономики Высокая зависимость от экспорта цветных металлов и других природных ресурсов определяла развитие экономики края в основном за счет внешних факторов: высоких цен на сырье, заимствований в иностранных банках (44,9% от общего объема инвестиций в январе-сентябре 2008 года произведено за счет кредитов иностранных банков). Именно поэтому, когда начались проблемы на мировых товарных и финансовых рынках, в первую очередь пострадала экономика тех городов, в которых находятся крупные сырьевые и экспортоориентированные предприятия, и которые в условиях роста цен на сырье были весьма обеспеченными. И даже при том, что в последние годы значительно выросло производство в «неметаллургических» отраслях, темпы развития производства и услуг для конечного потребления в крае отстают от общероссийских.
Одной из причин складывания такой ситуации может быть то, что не уделялось должного внимания развитию предпринимательства в крае, особенно на муниципальном уровне.
Выступающие отмечают недостаточную эффективность государственной поддержки не только малых, но и крупных и средних предприятий. Так, всего лишь наполовину в течение последних двух лет осваиваются средства на компенсацию предприятиям части расходов по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также лизинговых платежей за имущество, полученное от лизинговых компаний по договорам лизинга на реализацию инвестиционных проектов.
Не на должном уровне осваиваются выделенные лимиты на государственную поддержку в форме бюджетных инвестиций (неиспользованный остаток в 2007 году составил 576,5 млн. рублей, в 2008 году — 416 млн. рублей). При этом государственно-частное партнерство ограничивается лишь несколькими крупными инвестиционными проектами, в то время как значительная часть бюджетных инвестиций из краевого бюджета осуществляется в государственном секторе экономики края. В сложившихся условиях особо стоит задача поддержать, обеспечить не только реализацию крупных инвестпроектов, но сохранить устойчивость всех систем жизнеобеспечения края в широком смысле. В первую очередь, важно, чтобы работали предприятия. В этих целях органами власти края дополнительно к ранее предоставляемым мерам государственной поддержки реального сектора экономики приняты ряд мер , направленных на поддержку экономики края в условиях сокращения производств и ухудшения финансового состояния предприятий.
Нельзя сказать, что эти механизмы безупречны и с первых дней кардинально изменят ситуацию. Проблема заключается в том, что субъекты РФ ограничены определенными рамками бюджетного и налогового законодательства: налоговые послабления только по краевым налогам (транспортный и налог на имущество) — а это не для всех предприятий актуально; государственные гарантии предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности по обязательствам перед бюджетами, устойчивого финансового состояния предприятия — в условиях кризиса не каждое предприятие имеет стабильное финансовое состояние. В масштабах края наиболее эффективной антикризисной политикой представляется принятие всех возможных мер (в рамках полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления) по сохранению и восстановлению производств, ориентированных на конечное потребление либо с высокой добавленной стоимостью. Именно в традиционных для экономики края отраслях, отраслях с высокой долей добавленной стоимости (лесная промышленность, химическая, лесохимическая, производство мебели, строительных деталей, производство готовых металлических изделий, пищевая и т.д.) можно добиться наибольшего социального и экономического эффекта в короткие сроки.
Задачи органов власти в этой связи могут быть следующими:
постоянный мониторинг ситуации, особенно на градо — и системообразующих предприятиях и в первую очередь, органами самоуправления на местах.: в каждом городе и районе края, где отмечаются случаи падения крупного производства, нужно вырабатывать индивидуальную программу сохранения и развития предприятия;
решение на федеральном уровне с активным участием краевых органов власти вопросов принятия протекционистских мер, налоговых послаблений, в первую очередь, по НДС, ЕСН, налогу на прибыль;
решение вопросов сохранения производств, особенно на градообразующих предприятиях путем увеличения доли государственного и муниципального сектора экономики.
Важной мерой сохранения и развития мелких и средних предприятий является расширение перечня инструментов оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: формирование фондов для оказания имущественной поддержки, увеличение объемы и виды финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо усилить работу по возможному снижению административного давления на бизнес. Предоставление мер поддержки как из краевого, так и из муниципальных бюджетов должно производиться с учетом минимизации административных процедур, связанных с предоставлением мер поддержки.
По результатам обсуждения участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Внести в постановляющую часть Резолюции V съезда депутатов Красноярского края следующие предложения:
1.1. В области финансовой политики:
Рекомендовать органам местного самоуправления и Правительству края:
— пересмотреть принятые бюджеты на 2009 год и плановый период, среднесрочные финансовые планы с учетом возможного сокращения доходной базы бюджетов в условиях современного состояния экономики. При сокращении расходов бюджетов обеспечить сохранение в полном объеме ассигнований на реализацию конституционных прав и гарантий населения, а также на финансирование мер жизнеобеспечения;
— обеспечить эффективность расходования и жесткий контроль за целевым использованием государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выделенных для реализации антикризисных мер.

1.2. В области экономической политики края:
Рекомендовать органам местного самоуправления:
— проводить мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях. Принимать все возможные меры реагирования, направленные на предотвращение остановки работы предприятий и организаций, и связанных с этим сокращений рабочих мест.

Рекомендовать Правительству края и органам местного самоуправления:
— предоставлять меры поддержки, как из краевого, так и из муниципальных бюджетов, с учетом минимизации административных процедур, связанных с предоставлением этих мер;
— провести анализ ранее принятых и принимаемых нормативных актов с целью максимального снижения административного давления на малый и средний бизнес;
— предусматривать имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, в виде передачи во владение и (или) в пользование имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях;
— обеспечить эффективность принимаемых мер по снижению безработицы: мероприятия по переобучению проводить исключительно с ориентацией на конечный результат — трудоустройство, проведение общественных работ организовывать исходя из принципов достижения баланса интересов, как граждан, так и муниципальных образований;
— скорректировать среднесрочные программы социально-экономического развития муниципальных образований, края с учетом сложившейся экономической ситуации;
— проводить мониторинг эффективности мер государственной поддержки предприятий реального сектора экономики. На основе складывающегося опыта корректировать механизмы реализации этих мер.
Рекомендовать органам государственной власти края обратиться в Правительство РФ по следующим вопросам:
— о необходимости продолжения финансирования реализации на территории края инвестиционных проектов с участием государства;
— о наделении органов государственной власти субъектов РФ полномочиями по установлению оснований и условий предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ;
— о расширении полномочий региональных управлений ФНС России по принятию решений о предоставлении рассрочек, отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов по основаниям, установленным региональными законами;
— о предоставлении налогоплательщику права включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на создание и ввод в эксплуатацию производство новой или усовершенствованной продукции, не связанного с освоением и добычей природных ресурсов, за исключением ресурсов для производства строительных материалов.

2. Поручить Васильеву М.Г. выступить на втором пленарном заседании V Съезда депутатов Красноярского края с докладом о работе круглого стола и предложениях в Резолюцию V Съезда депутатов Красноярского края.

Ведущий
«круглого стола»
М.Г.Васильев