На главную | V съезд

V съезд депутатов Красноярского края (29 апреля 2009 года)

Рекомендации «круглого стола» по теме «Молодежная политика на муниципальном уровне»

30 апреля 2009 года


Заслушав и обсудив доклады, предложения делегатов V Съезда депутатов Красноярского края и других участников заседания «круглого стола», делегаты отмечают следующее:
Проводимые в России социально-экономические преобразования привели к значительным изменениям в системе социальных отношений и механизмах государственного управления. Они не только затронули экономические и политические аспекты в развитии государства, но и во многом изменили законы развития общества. Следствием этих изменений является новое представление о человеческом потенциале, как базовом стратегическом ресурсе развития государства и общества.
Одним из следствий проводимых реформ стали значительные деформации в процессах социализации молодого поколения, как в масштабах страны, так и в Красноярском крае.
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге — за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. В Красноярском крае численность молодежи (от 15 до 30 лет) составляет 792 555 человек, при общей численности населения свыше 2 800 000 человек, т. е. почти 30 процентов населения Красноярского края . Это наиболее активная и креативная часть населения региона, колоссальный интеллектуальный и кадровый потенциал.
Однако существует и другой подход, согласно которому молодежь — одна из групп населения (такая же, как пенсионеры, дети и т.д.), тогда ясны и понятны проблемы молодежи и пути их решения: обеспечение жильем, занятость, заработная плата.
Исходя из этих подходов, определяются и механизмы реализации молодежной политики.
Молодежная политика сегодня — это система действий органов государственной власти края, направленных на приоритетное создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами конституционных прав с учетом специфических потребностей, присущих возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений, для ее наиболее полной самореализации в интересах всего общества.
Молодежная политика Красноярского края имеет собственный «фирменный стиль». В 2006 году был принят закон о государственной молодежной политике Красноярского края. Базовая задача указанного закона состоит в правовом регулировании системы действий органов власти по созданию правовых, экономических и организационных условий для реализации интересов и прав молодежи, а также определению и оформлению системы отношений заинтересованных институтов (власти, бизнеса, общественного сектора) в реализации молодежной политики региона. В настоящее время можно говорить о некоторых результатах применения указанного закона в крае. Он позволил активной молодежи края реализовывать собственные социально-полезные проекты, формировать творческие команды, создавать новые площадки для обсуждения интересных идей. Закон края носит не рамочный, а вполне конкретный характер, с прописанными механизмами поддержки. В крае успешно реализуются молодежные проекты, поддерживаемых на самых различных уровнях, — это «Новый фарватер», Трудовые отряды старшеклассников, Студенческий IQ'бал, «Территория инициативной молодежи «Бирюса», «Краевые студенческие отряды» и другие. Несмотря на экономические трудности, которые усложняют реализацию намеченных планов к концу 2009 года предполагается расширение числа активных участников краевых молодежных движений до 60 тысяч человек, разработка и представление молодежными объединениями проектов самой разной направленности (социальных, научно-технических и др.).
Основное содержание муниципальной молодежной политики, как показывает складывающийся опыт, выражается в следующем: социальная поддержка молодежи, молодой семьи; поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.
Однако реализация норм краевого закона выявила и существующие недостатки и проблемы муниципальной молодежной политики в крае. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением: По результатам обсуждения, участники заседания «круглого стола»

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Внести в постановляющую часть Резолюции V Съезда депутатов Красноярского края следующие предложения:

В области молодежной политики:

1. Органам государственной власти края:
1.1. Разработать эффективные показатели оценки молодежной политики на краевом и муниципальном уровне для оперативного анализа и прогнозирования, выявления соотношения затрат и результатов.
1.2. Транслировать на муниципальном уровне эффективные формы работы, мероприятия краевого характера по проблемам молодых семей, пропаганде здоровых семейных отношений.

2. Законодательному Собранию Красноярского края:
2.1. Подготовить и направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обращение по вопросу принятия федерального закона о государственной молодежной политике с целью формирования единых подходов к формированию молодежной политики на региональных уровнях.

3. Правительству Красноярского края:
3.1. Усилить координацию всех органов власти, работающих с детьми и молодежью с целью устранения разобщенности в работе.
3.2. Рассмотреть возможность формирования механизмов социального сопровождения молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, в том числе путем привлечения к решению проблемы самой молодежи (службы молодежных социальных работников).
3.3. Провести анализ эффективности программ, направленных на обеспечение жильем молодежи, проживающей на территории края; разработать и предложить новые формы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления края и молодежи в области решения вопроса обеспеченности жильем и жилыми помещениями молодых семей, молодых специалистов, молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
3.4. Разработать меры, направленные на обеспечение занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями, изучить возможность увеличения финансирования участия детей и молодежи в формах сезонной занятости (трудовые отряды старшеклассников), учитывая, что данная форма работы входит в пакет антикризисных мер.

4. Органам местного самоуправления:
4.1. Разработать и принять Решения о молодежи и молодежной политике на уровне данного муниципального образования.
4.2. Расширять практику создания учреждений по работе с молодежью (молодежные центры), поддерживать существующие организации, в том числе общественные, реализующие молодежную политику.
4.3. Содействовать развитию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, занимающихся вопросами реализации молодежной политики.
4.4. Сформировать молодежные совещательные структуры при представительных и исполнительных органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (Молодежный парламент, Молодежное правительство) с целью формирования социально-ответственной, гражданской позиции у молодежи.
4.5. Развивать систему сезонной занятости подростков и молодежи через такие формы, как трудовые отряды старшеклассников, студенческие отряды.

2. Поручить __________(ФИО)____________выступить на втором пленарном заседании V Съезда депутатов Красноярского края с докладом о работе «круглого стола» и предложениях в Резолюцию V Съезда депутатов Красноярского края.

Ведущий круглого стола
М.В.Назарова