На главную | V съезд

V съезд депутатов Красноярского края (29 апреля 2009 года)

Доклад первого заместителя Губернатора Красноярского края – председателя Правительства Красноярского края Э. Ш. Акбулатова

28 апреля 2009 года


Уважаемый Александр Викторович! Уважаемый Александр Геннадиевич!
Уважаемые делегаты Съезда! Уважаемые гости!

Пятый раз в таком формате собираются представители всех городов, районов и поселений Красноярского края. Прошлый Съезд состоялся в годовщину референдума по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии и был, пожалуй, наиболее результативным, поскольку на нем обсуждалась реализация важнейших краевых законов и краевых программ. Этот опыт будет, безусловно, неоценим в нынешних сложных экономических условиях, и мы рассчитываем, что резолюция V Съезда депутатов Красноярского края будет содержать рекомендации, реализация которых позволит решить целый ряд насущных проблем, стоящих сегодня перед краем.
Уважаемые коллеги, несмотря на разразившийся экономический кризис, думаю, что не покривлю душой, если скажу, что последние 3 года стали самыми насыщенными и позитивными в истории Красноярского края, в результате чего край стал территорией социально-экономической стабильности. В своем выступлении Александр Викторович говорил о том, что сделано за эти годы, поэтому я позволю себе опустить эту часть своего доклада.
На сегодняшний день мы можем сказать, что в крае разработан целый комплекс проектов и программ, и сегодня я могу с удовлетворением отметить, что мы стали мобилизованными, мы научились планировать и реализовывать то, что намечаем. У нас есть ведомственные целевые программы, краевые целевые программы, долгосрочные целевые программы, которые определяют приоритеты развития отраслей, в первую очередь, социальной сферы, а также секторов реальной экономики Красноярского края.
Безусловно, в сегодняшних условиях шкала ценностей изменилась, но, тем не менее, накопленный за эти годы опыт позволяет рассчитывать на то, что в крае достаточно сил, чтобы справиться с теми проблемами, которые существуют сегодня.

Уважаемые коллеги, мы все живем сегодня в условиях мирового экономического кризиса. Кризис, который начался с банковской ликвидности, распространился на реальный сектор экономики и население. Упали основные индексы, упали основные показатели, характеризующие темпы роста экономики.

Следствием этого является снижение основных показателей экономики Красноярского края. Я не буду скрывать, думаю, что эти цифры известны сидящим в зале, — по итогам I квартала в экономике Красноярского края наблюдается спад промышленного производства. По итогам трех месяцев индекс физического объема производства составляет 91 процент по сравнению с I кварталом прошлого года. Надо сказать, что этот показатель выше, чем среднероссийский. По России аналогичный показатель составляет 85,7 процента. Но, тем не менее, это падение, и мы должны это учитывать в своей работе.
Уважаемые коллеги, исходя из этой ситуации, в нынешних условиях подготовлен новый, уточненный прогноз социально-экономического развития края. В соответствии с этим прогнозом мы рассчитываем, что объем промышленного производства в крае составит величину, в сопоставимых ценах соответствующую объемам промышленного производства прошлого года.

Несмотря на то, что будет спад объемов промышленного производства по обрабатывающим отраслям, на предприятиях строительной индустрии, тем не менее, в связи с реализацией одного из крупнейших проектов — освоения Ванкорского нефтяного месторождения — мы ожидаем существенный прирост объемов производства в добыче полезных ископаемых, и это позволит краю, по нашим оценкам, удержаться по интегральному индексу на уровне показателей прошлого года.
Показатели, характеризующие изменение объемов промышленного производства по различным отраслям, по различным видам экономической деятельности, безусловно, повлияют на состояние и развитие социальной сферы края. Необходимо при этом учитывать, что наряду с падением объемов производства нам предстоит столкнуться с изменением ценовой конъюнктуры на предметы традиционного экспорта Красноярского края, я имею в виду, в первую очередь, цветные металлы.

Уже звучало в докладе Александра Викторовича, что в крае должны быть выработаны приоритеты. Безусловно, это правильно, и мы будем работать над тем, чтобы корректировать те перспективные планы, которые существуют на сегодняшний день в Красноярском крае. Но я бы хотел отметить, что Правительство Красноярского края считает безусловно правильным реализовывать ту программу социально-экономического развития края, проект которой разрабатывался и подготовлен на период до 2017 года. В нынешних условиях должны быть пересмотрены временные сроки реализации тех или иных мероприятий, реализации тех или иных проектов, но в целом приоритеты, которые были определены тогда, в том числе и в рамках общественного обсуждения, безусловно, являются правильными.
Тем не менее, уважаемые коллеги, говоря о текущем моменте, я считаю, что важным было бы отразить состояние дел с реализацией антикризисных мероприятий, которые разработаны и реализуются на территории Красноярского края.

По поручению Губернатора края Правительство края подготовило и вместе с Законодательным Собранием рассмотрело и приняло решения по целому ряду нормативно-правовых актов, которые вошли в пакет антикризисных мер. Я имею в виду закон Красноярского края о государственных гарантиях, закон Красноярского края о поддержке лесного комплекса, программу дополнительных мер поддержки занятости, документы, касающиеся субсидирования ипотечных кредитов для отдельных категорий граждан, инвестиционные налоговые кредиты, налоговые отсрочки, субсидии гражданам, которые попали под угрозу массового увольнения, предусматривающие компенсацию потерь граждан в виде оплаты за жилье и коммунальные услуги.
При разработке этих мероприятий мы постарались, чтобы краевые меры были согласованы с действиями федерального Правительства и федеральными антикризисными мерами, которые реализуются на сегодняшний день в целом в стране. С нашей точки зрения, нам это удалось, но по поручению Губернатора работа над антикризисным пакетом продолжается и в ближайшее время будет завершена. Полный свод антикризисных мероприятий с учетом направлений, которые мы считаем приоритетными для разработки в ближайшей перспективе, будет представлен на общественное обсуждение.
Сегодня, уважаемые коллеги, целесообразно было бы подвести первые итоги реализации антикризисных мер по итогам I квартала, дать оценку их исполнению, эффективности реализации тех или иных мероприятий и, самое главное, оценить эффективность работы органов местного самоуправления в этом направлении.
Уважаемые коллеги, я, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к той аудитории, с которой мы не обсуждали эти темы, я имею в виду представителей депутатского сообщества районных советов, поселенческих советов, поскольку от вас очень многое зависит в реализации антикризисных мероприятий. Пока антикризисные мероприятия не дойдут до конкретного человека, до конкретного поселения, наверное, сложно будет говорить об эффективности реализации этих мер.

С чего хотелось бы начать? Наверное, с тех задач, которые касаются поддержки конкретного гражданина, проживающего на территории Красноярского края. Как я уже сказал, в крае принят закон Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Этот закон предусматривает внесение изменений в существовавшие ранее нормативно-правовые акты и направлен на поддержку тех людей, которые находятся под угрозой массового высвобождения либо уже уволены с тех предприятий, на которых они работали.
Что же мы имеем здесь на сегодняшний день? Из 700 человек, которые в целом по краю обратились за такой формой поддержки, только 9 смогли ее получить. Здесь мы, безусловно, должны проанализировать, как работает закон и, возможно, необходимо откорректировать его нормы для того, чтобы люди, которые уволились по собственному желанию или по соглашению сторон, имели возможность воспользоваться данной формой поддержки. Но, наверное, здесь мы должны обратить внимание на то, что человек, который может претендовать на эту форму поддержки, должен активно участвовать в программах занятости, принимать активное участие в общественных работах, стремиться получить дополнительное образование для того, чтобы найти себя на рынке труда, стремиться получить государственную поддержку, для того чтобы переехать к новому месту работы и перемещаться за работой по территории Красноярского края, а у нас на территории края достаточно мест, где житель Красноярского края может приложить и в нынешних кризисных условиях свои руки. Поэтому я бы хотел обратить внимание органов местного самоуправления на то, что во многом от них зависит, как они популяризируют нормы законов для того, чтобы конкретный гражданин в конкретном населенном пункте мог воспользоваться этими нормами.
Было уже сказано, что в крае принята программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда. Это программа в объеме 702 млн. рублей, которая уже реализуется в крае. Организовано опережающее профессиональное обучение. Надо сказать, что в таких городах, как Канск, Ачинск, Назарово, Красноярск, в Курагинском районе, активно ведется данная работа. В то же время в таких населенных пунктах, как Бородино, Дивногорск, Железногорск, в Березовском, Бирилюсском, Иланском, Ирбейском, Кежемском, Нижнеингашском, Ужурском, Уярском районах, несмотря на то, что есть потребность, есть отрицательная динамика в высвобождении рабочих рук, тем не менее, органы местного самоуправления, с нашей точки зрения, не прилагают достаточных усилий, чтобы организовать соответствующую работу.
То же самое можно сказать о направлении людей на общественные работы. В целом 5 170 человек сейчас трудятся на общественных работах. Это люди, которые перешли на режим неполного рабочего дня либо оказались под угрозой массового высвобождения. Программа предусматривает создание условий, чтобы эта категория людей получила поддержку в виде оплачиваемых работ, которые финансируются за счет средств государства.
Здесь хотелось бы отметить, что если в Красноярске, Ачинске, Боготоле, Ермаковском, Шарыповском районах эта работа ведется достаточно активно, то есть и целый ряд территорий (за экономией времени я не буду их перечислять), где эта работа практически не ведется, несмотря на то, что есть потребность в благоустройстве поселенческих территорий, городских территорий, есть необходимость провести работы на предприятиях, где существует угроза высвобождения, но, тем не менее, нет достаточной активности и заинтересованности органов местного самоуправления.
Хотелось бы обратить внимание на то, что мероприятия программы содействия снижению напряженности на рынке труда будут приоритетными в нашей дальнейшей работе. Мы рассчитываем получить дополнительное финансирование из средств федерального бюджета, чтобы расширить масштабы данной программы.
Уважаемые коллеги, в нынешней ситуации многие мероприятия, которые ранее реализовывались исходя из других принципов, сегодня превратились по существу в антикризисные. В частности, это мероприятия, связанные с ремонтом жилого фонда в рамках реализации программы Фонда содействия реформированию ЖКХ. На сегодняшний день из 61 муниципального образования края только 38 принимают участие в данной программе. Мы завершаем работу над тем, чтобы наша заявка, которая предусматривает выделение средств на ремонт 4,5 млн. кв. метров жилья (что составляет почти 12,5 процентов от жилья, нуждающегося в ремонте), прошла согласование в Фонде содействия реформированию ЖКХ. Мы рассчитываем, что в ближайшее время край получит более 2,5 млрд. рублей для того, чтобы финансировать данные мероприятия. В нынешних кризисных условиях, безусловно, это дополнительная работа, дополнительный заказ для предприятий строительного комплекса, которые, как уже говорилось совершенно справедливо, на сегодняшний день находятся в сложной экономической ситуации. И хотелось бы обратить внимание в этой связи, что такие территории, как Железногорск, Зеленогорск, Назаровский, Березовский, Каратузский, Краснотуранский, Саянский, Северо-Енисейский районы, на сегодняшний день не участвуют в данной программе и, соответственно, не могут претендовать на получение средств, чтобы реализовывать данные мероприятия, с одной стороны, как мероприятия, направленные на реформирование ЖКХ, а с другой стороны, как мероприятия в рамках антикризисного пакета.
Здесь уже говорилось о малом бизнесе. Безусловно, это очень важное направление в нынешних условиях, позволяющее обеспечить самозанятость населения. И, как совершенно справедливо отметил Александр Викторович, не налоги нас интересуют, когда мы говорим о малом бизнесе, а в первую очередь рабочие места, которые позволяют человеку самому обеспечить свои потребности.
Уже было сказано, что если раньше объемы средств, которые выделялись на поддержку малого бизнеса, не превышали, как правило, 100 млн. рулей, а осваивалось от этих сумм порядка 50—60 процентов ежегодно, сегодня мы говорим о том, что программа существует в масштабе 528 млн. рублей на 2009 год и, безусловно, она должна быть исполнена в полном объеме.
Однако следует отметить, что из 584 субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в предыдущий период, 60 процентов зарегистрированы в городе Красноярске, еще 9 процентов — в Канске, Железногорске и Ачинске и лишь оставшаяся часть денег попадает на остальные территории Красноярского края, где сегодня, в первую очередь, необходимо поддержать предпринимателей, поскольку там существуют проблемы с занятостью. Обращаю внимание присутствующих здесь коллег, представляющих органы местного самоуправления, что предстоит большая работа, потому что малый бизнес является на 90 процентов задачей органов местного самоуправления.
Уважаемые коллеги, в рамках «круглых столов» будут обсуждаться и другие формы государственной поддержки из пакета антикризисных мер, которые будут реализовываться на территории Красноярского края. Это и меры поддержки в лесном комплексе Красноярского края, и законодательство, подразумевающее выдачу государственных гарантий Красноярского края субъектам экономической деятельности, и вопросы, касающиеся финансирования проектов в строительной индустрии. Кстати говоря, строительная отрасль является для нас одним из приоритетов, чуть позже я буду говорить о предложениях по корректировке бюджета, где ни одной копейки мы не снимаем со строительной отрасли, а выделяем дополнительные средства для того, чтобы влить средства в экономику. Также мы увеличиваем расходы, связанные с малым бизнесом, о чем я только что сказал, несмотря на всю критичность складывающейся ситуации.
Помимо тех законов и тех бюджетных расходов, о которых я сейчас сказал, безусловно к антикризисным следует отнести мероприятия, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов. Это Ванкорский проект, первый этап которого должен быть завершен в течение ближайших месяцев, и в августе 2009 года ванкорская нефть должна стать промышленно добываемой нефтью. Это Нижнее Приангарье, на которое выделяются огромные средства из государственного бюджета, существенные средства из краевого бюджета и, безусловно, эти средства должны послужить дальнейшему развитию экономики Красноярского края, поскольку эти проекты во многом будут определять будущее нашего края и являются стратегическими приоритетами долгосрочного характера. К числу таких проектов следует отнести и создание Сибирского федерального университета, о котором уже говорил Александр Викторович.

Уважаемые делегаты Съезда!
Безусловно, тот момент, который мы сейчас переживаем, не может не сказаться на бюджете. Я имею в виду бюджеты всех уровней: бюджет поселений, бюджет районов, бюджет краевой. Все эти бюджеты нуждаются в корректировке. И, как справедливо сказал Александр Викторович, мы должны были принять бюджет прошлого года, чтобы не остановить финансирование в первую очередь наиболее социально значимых расходов, но сегодня после того, как мы имеем уточненный прогноз социально-экономического развития, мы должны принять соответствующие решения по корректировке того документа, по которому финансируются государственные либо муниципальные расходы в нашем крае.
Я уже сказал, что изменение экономической конъюнктуры приведет к тому, что мы должны будем пересмотреть основные базовые показатели экономического развития. Если раньше мы планировали темпы роста экономики до 10 процентов по отдельным видам экономической деятельности, то сейчас, как я уже сказал, мы рассчитываем, что нам удастся, в лучшем случае, удержать показатели экономики на уровне 2008 года, но это, кстати, будет очень даже неплохо по сравнению со среднероссийскими показателями. Безусловно, это скажется на прогнозе налогооблагаемой базы, а если мы добавим сюда еще и изменение ценовой конъюнктуры, которое заключается в том, что если раньше мы прогнозировали цену на никель 20 тыс. долларов за тонну, то сегодня мы должны ориентироваться на показатель в два раза меньший, и так по всем остальным продуктам, которые поставляются на экспорт предприятиями цветной металлургии Красноярского края.

В этой связи мы должны трезво оценить ту ситуацию и те выпадающие доходы, которые сформируются в бюджетной системе края. По нашим оценкам, объем выпадающих доходов составит в консолидированном бюджете 45,1 млрд. рублей, в том числе в краевом бюджете — 35 млрд. рублей, в бюджетах муниципальных образований — 10,6 млрд. рублей.

С учетом того, что краевой бюджет был запланирован и утвержден с предельным дефицитом, когда мы говорим о расходах, эта сумма неувязки еще больше возрастает, то есть по консолидированному бюджету края мы теряем в возможных расходах 51,1 из 178 млрд. рублей, в том числе в краевом бюджете — 40,2 млрд. рублей, в местных бюджетах — 10,9 млрд. рублей.

Таковы суровые реалии, но мы не считаем их драматичными, мы считаем, что в крае накоплен достаточный потенциал для того, чтобы обеспечить финансирование всех необходимых расходов, при этом перенеся сроки реализации отдельных мероприятий на более поздний период. Я подчеркиваю, что мы именно так трактуем ситуацию — перенести сроки реализации программ, перенести сроки реализации мероприятий, не исключая их в принципе из наших планов и проектов.
Каковы же наши действия для того, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета? Край работает сейчас с Министерством финансов РФ по получению финансовой помощи из федерального бюджета, ведется работа по реструктуризации возврата переплаты налогов по ряду крупнейших налогоплательщиков и, безусловно, мы должны коснуться темы корректировки расходов краевого и местных бюджетов.

Я не буду останавливаться на вопросах, которые касаются финансовой помощи из федерального бюджета и реструктуризации задолженности по налогам, скажу только, что эта работа ведется и эта работа является исключительной ответственностью Правительства края, за что с краевого Правительства будет и соответствующий спрос.
Что касается обеспечения сбалансированности бюджетов путем их корректировки, здесь наша позиция заключается в следующем: необходимо консолидированные муниципальные бюджеты откорректировать на 10,9 млрд. рублей — из них 5,9 млрд. рублей за счет сокращения расходов, а остальные средства будут выделены из краевого бюджета в виде отдельных бюджетных кредитов, которые пойдут на поддержку муниципальных образований. На эти цели предполагается заложить 5 млрд. рублей.

С основными крупнейшими муниципальными образованиями, такими как Красноярск, Норильск, Таймырский муниципальный район, Эвенкийский муниципальный район, город Ачинск, работа по согласованию параметров корректировок уже проведена.
Что касается краевого бюджета, здесь объем оптимизации должен составить 40,2 млрд. рублей, при этом сокращение расходов должно составить 24,4 млрд. рублей.

В таких параметрах данный документ внесен в Законодательное Собрание и в настоящее время начинается его обсуждение. Я рассчитываю, что в рамках Съезда депутатов, в рамках «круглых столов» эта тема также получит свое отражение, поскольку, как мы все понимаем, это весьма важный вопрос.
Какие же основные статьи краевого бюджета будут откорректированы? Параметры оптимизации представлены на экране на слайде и выглядят следующим образом.

Это корректировка расходов, связанных с резервом, который был предусмотрен в бюджете на переход на отраслевую систему оплаты труда. Мы считаем, что, безусловно, необходимо продолжать работу по поводу того, чтобы готовить переход на отраслевую систему оплаты труда, но перенести срок реализации данного мероприятия на более поздний период.
Мы должны будем подкорректировать краевую адресную инвестиционную программу за счет того, что исключим из нее объекты, которые не имеют на сегодняшний день проектно-сметной документации. Я думаю, ни для кого не секрет, что зачастую мы включали в краевую адресную инвестиционную программу объекты, которые не имели проектной документации, не имели заключений экспертирующих органов, в результате чего средства хронически недоосваивались. За счет того, что мы сконцентрируем средства на тех объектах, которые реально могут быть введены, мы сможем, по нашим оценкам, обеспечить в 2009 году ввод до 30 объектов на территории Красноярского края.
По краевым целевым программам также предполагается провести корректировку в объеме, который представлен на слайде.
Уважаемые коллеги, учитывая то, что бюджету будут посвящены специальные бюджетные слушания, я не буду подробно останавливаться на вопросах корректировки по каждому из направлений, которые мы предполагаем провести. Общий объем корректировки был представлен на экране и я на этом кратко остановился.

Уважаемые коллеги, нам предстоит принять сложное решение, оно сложное для всех, и параметры сокращения приблизительно одинаковы как для краевого бюджета, так и для бюджетов муниципальных образований. Кстати, тот мифический профицит, о котором зачастую в прессе доводится читать, заключается в том, что на сегодняшний день в краевом бюджете находятся средства, которые поступили целевым образом из федерального бюджета для реализации крупнейшего и важнейшего для нас проекта — комплексного освоения Нижнего Приангарья. Поэтому я хочу, чтобы мы четко понимали эту ситуацию и понимали, что бюджет края в целом будет достаточно напряженным. Но, несмотря ни на что, он реально реализуем и позволяет надеяться, что нам удастся успешно пройти через это сложное время. В любом случае бюджет края 2009 года будет значительно превышать по своим параметрам бюджет 2007 года.
Если же говорить о той логике, которой мы руководствовались, когда готовили соответствующую корректировку бюджета, то она основана на трех принципиальных моментах.
Первое. Сокращение расходов должно быть непропорциональным, поскольку пропорции бюджета были определены в абсолютно других условиях. Необходимо не равномерное урезание, а тщательный анализ каждого направления, что и было сделано. При этом я хочу обратить внимание, что по целому ряду направлений объемы средств, которые предусматриваются, мы предлагаем увеличить. Это, как я уже говорил, малое предпринимательство и программы, связанные со строительством.
Второе — и в этом мы ощущаем поддержку Законодательного Собрания края -стратегические приоритеты развития краевой экономики менять нельзя. На наш взгляд, в течение 2009 года необходимо скорректировать приоритеты в краткосрочном периоде, но при этом сохранить стратегические. Крупнейшие проекты являются для нас стратегическими приоритетами и на них должно быть обязательно выделено финансирование, позволяющее продолжать работу по этим проектам, а проекты эти уже были озвучены: Ванкор, Нижнее Приангарье, Сибирский федеральный университет, мультимодальный транспортный узел в аэропорту Красноярска и так далее.
И третье. Мы по-прежнему считаем, что экономические проблемы нельзя решать за счет людей. Правительство руководствуется в данном вопросе указанием Губернатора, которое по существу заключается в следующем: оптимизация расходов бюджета не должна повлиять на реализацию в полном объеме обязательств бюджета в отношении мер социальной поддержки, в отношении выплаты заработной платы, обеспечения первоочередных расходов, и эти расходы предполагается в полном объеме сохранить.

Уважаемые коллеги, сложность того периода, который мы переживаем, подразумевает консолидацию общества и разных ветвей власти. Сегодняшний разговор должен быть разговором заинтересованных людей, которые вместе ищут выход из сложившейся ситуации. Консолидация должна произойти на уровне различных партий, которые представлены на территории Красноярского края, объединений предпринимателей, представителей общественных организаций, когда все эти участники общественного процесса садятся за стол переговоров и ищут новые решения. Я считаю, что у нас в крае существует опыт такого взаимодействия, который позволяет надеяться, что мы все вместе, единой командой, сможем справиться со стоящими перед нами задачами.
Спасибо за внимание.