На главную | V съезд

V съезд депутатов Красноярского края (29 апреля 2009 года)

Доклад министра финансов Красноярского края М. М. Котюкова

28 апреля 2009 года


Я хочу поблагодарить за то, что такая площадка организована в рамках Съезда, где мы можем сегодня по достаточно актуальному вопросу еще раз обменяться мнениями, я имею возможность представить более детально, может быть, те параметры корректировки, о которых в пленарной части говорил Эдхам Шукриевич, и буду рад ответить на вопросы, которые, рассчитываю, у вас появятся в процессе нашей совместной работы.
Вначале я очень коротко остановлюсь на итогах прошедшего 2008 года. Красноярский край в Сибирском федеральном округе сохранил за собой статус крупнейшего региона как по объему экономики, так и по бюджетным показателям. И эта ситуация сохранится даже с учетом состоявшегося ухудшения экономической конъюнктуры и предполагаемых параметров корректировки краевого бюджета. Уже в IV квартале прошлого года мы ощутили ухудшение экономической ситуации, отдельные плановые показатели, валовой региональный продукт, сложились выше прогнозных показателей, но ниже тех, которые мы видели по оценке итогов исполнения за полугодие.
Сценарные условия формирования бюджета 2009 года. Мы учитывали, принимая бюджет, конъюнктуру цветных металлов, которая была на конец девятого месяца 2008 года: по никелю — 20 тысяч, по меди — 7,5, по алюминию — 3 тысячи и так далее. Сегодня конъюнктура примерно вдвое хуже и ситуацию не спасает даже изменение курса доллара. Все это, безусловно, оказывает влияние на уточнение параметров валового регионального продукта в 2009 году. Мы предполагали рост на 10 процентов, принимая бюджет, сейчас уточненная оценка показывает, возможно, рост на 0,4 процента, и это благодаря, как сказал Эдхам Шукриевич в пленарной части, запуску Ванкорского месторождения.
Параметры консолидированного бюджета следуют за экономикой и имеют примерно ту же самую динамику. Предыдущие несколько лет бюджет прирастал ежегодно достаточно серьезными темпами, примерно по 20—30 процентов. Такие же планы мы имели перед началом 2009 года. Сегодня с учетом изменений экономической ситуации параметры бюджета должны быть пересмотрены и фактически будут сопоставимы с уровнем 2007—2008 годов. Это также касается бюджетов и муниципальных образований, и краевого бюджета — тенденции примерно сопоставимы. Это говорит о том, что необходимо сегодня корректировать бюджет Красноярского края, бюджеты фактически всех городов и районов.
Уважаемые коллеги, есть еще один фактор, который влияет сегодня на исполнение доходов бюджета. Переплата по итогам IV квартала, фактически по итогам прошлого года, составила 10 млрд. рублей, это налоги, которые мы получили авансом. На графике видно: синий график — это так, как доходы поступали в бюджетную систему, зеленый — это так, как они должны были поступать исходя из реальных показателей деятельности экономики. Эта разница — это 10 млрд. рублей, которые позволили нам в течение IV квартала прошлого года и I квартала текущего года в полном объеме выполнять все текущие социальные обязательства, все первоочередные расходы. На сегодняшний день те остатки, которые мы имели, уже использованы и фактически мы готовимся к размещению государственных заимствований уже с июня. Вместе с тем такое исполнение бюджета было возможно благодаря в том числе и введенному режиму экономии бюджетных средств, который уже фактически с IV квартала прошлого года в крае активно применялся. Мы выполнили все социальные обязательства, краевой бюджет не имеет увеличения кредиторской задолженности.
К сожалению, по ряду муниципальных образований ситуация несколько иная, об этом я скажу позже. В целом риск сокращения параметров бюджета: 51 миллиард — консолидированный бюджет, 40 миллиардов — краевой бюджет, об этом уже сегодня говорилось, не буду детально останавливаться.
По бюджету муниципальных образований. Коллеги, обратите внимание, зеленый график — это процент исполнения плановых доходов в прошлом году. Вы видите, что практически у всех городов и районов он выше 100 процентов. И такая ситуация была характерна для края в течение последних 5 лет.
2009 год вносит свои коррективы: красная линия — это наш прогноз выполнения тех доходов, которые сегодня есть в местных бюджетах. Вы видите, большинство территорий ниже уровня 100 процентов. Еще раз возвращаюсь к тому, что необходимо корректировать бюджеты муниципальных образований и приводить доходные показатели в соответствие с реальными возможностями экономики каждой территории.
Консолидированный бюджет Красноярского края по итогам 2008 года недополучил более 6,8 млрд. рублей. Примерно 3 млрд. рублей — это недопоступление налога на прибыль и налога на доходы физических лиц вследствие ухудшения уже экономических показателей 2009 года. Ряд предприятий Красноярского края воспользовался поправками в Налоговый кодекс и изменил порядок уплаты налога на прибыль. Соответственно плановые платежи были сокращены: 3 миллиарда мы недополучили и 10 миллиардов мы получили с опережением.
Итого, общий масштаб влияния в IV квартале прошлого года. В соответствии с изменением экономической ситуации изменяется и территориальная структура формирования доходов бюджета Красноярского края. В большей степени сегодня страдают регионы-доноры и муниципальные образования-доноры, которые имеют промышленный потенциал, которые в предыдущие годы серьезным образом наращивали налоговые доходы. Сегодня эта ситуация меняется как в разрезе муниципальных образований, так и в разрезе доходных источников, что наглядно видно на следующей диаграмме.
Мы ежегодно, обсуждая проект бюджета, докладывая отчет об исполнении бюджета, показывали влияние 3 крупнейших налогов: налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций. Всегда налог на прибыль был крупнейшим и рос быстрее всех. Сейчас тенденция меняется. Зеленая диаграмма, посмотрите, какая динамика: налог на прибыль сокращается существеннейшим образом. Синяя диаграмма — походный налог, он выходит на первые позиции, это характерно для бюджета Российской Федерации в целом, поступления НДФЛ превышают уже поступления НДС, и характерно для бюджета Красноярского края (фактически теперь будет ключевой налог в доходах нашего бюджета).
Это накладывает на нас всех две дополнительные ответственности. Первая, мы с еще большим рвением должны относиться к вопросу сохранения рабочих мест и выплате заработной платы в соответствии с законодательством, никакой зарплаты в конвертах не должно быть, иначе бюджеты пострадают еще в большей степени. С другой стороны, производя расходы бюджетных средств, мы должны понимать, что основной налогоплательщик, который наполняет наш бюджет сегодня, это наше с вами население, и мы должны быть максимально открыты, максимально прозрачны, максимально подотчетны нашим гражданам. Все решения, которые принимаются на уровне края, на уровне муниципальных образований, должны быть понятны населению, должны обсуждаться, представляться широко. В крае действует публично независимая экспертиза всех законопроектов в области бюджета и налоговой политики. Все проекты законов, касаемые бюджета, все проекты законов, касаемые региональных налогов, еще до утверждения Законодательным Собранием в виде проектов публикуются в средствах массовой информации, размещаются на Интернет-портале Законодательного Собрания и Правительства края. Такая же работа должна быть проведена фактически во всех муниципальных образованиях вне зависимости от того, участвует территория в проекте реформирования муниципальных финансов либо пока только готовится.
Изменения недоимки по муниципальным образованиям в течение прошлого года. Много территорий, которые пока еще не критичны на росте недоимки, однако тенденция уже проявляется. Это тот вопрос, на который нужно обратить пристальное внимание. У нас в крае в целом ситуация относительно стабильная. Был общий рост недоимки в течение октября-января, сейчас ситуация стабилизировалась, находится примерно на одном уровне. Вместе с тем у нас накоплен богатейший опыт предыдущих лет работы совместных комиссий муниципальных образований, налоговой службы, правоохранительных органов по снижению налоговой задолженности. В 2007 году в бюджет поступило дополнительно 580 миллионов, в 2008 году уже более 700 млн. рублей. Динамика налицо, положительная эффективность работы очевидна. Вместе с тем ситуация с уплатой налогов в текущем году требует особого внимания и должна находиться фактически на контроле глав всех муниципальных образований и, безусловно, представительных органов, делегаты которых сегодня присутствуют в зале.
По бюджетам I квартала 2009 года. Бюджет краевой исполнен на 87 процентов по доходам, бюджеты муниципальных образований — на 98. Обращает на себя внимание, что уже есть территории, которые не выполняют собственные доходы, и это еще раз возвращает меня к необходимости акцентировать внимание на внесение изменений в доходные параметры бюджета. При этом хочу сказать, что часть муниципальных образований I кварталом получили опять же авансовые платежи, которых дальше может не быть, и параметры необходимо пересматривать. Рост налоговой задолженности отмечается во всех территориальных округах, я не буду перечислять, это все есть в раздаточных материалах. Я уверен, что каждая территория знает свои показатели и параметры.
Несколько слов хотел бы сказать об эффективности использования средств краевого бюджета, выделяемых в рамках целевых программ, в муниципальных образованиях края. В ситуации, когда бюджетный ресурс существенно истощается, мы не можем позволить себе использовать деньги неэффективно. Было бы логичным предложить средства с тех направлений, где они не осваиваются, перераспределять в те программы, где они более востребованы, либо в те территории, которые с большей ответственностью, с большей эффективностью используют выделенные лимиты.
Программа «4Д», национальные проекты — ситуация чуть лучше, чем в 2007 году, однако, вы видите, есть еще значительные резервы повышения эффективности использования средств. Проверки, которые проводятся службой финансово-экономического надзора Красноярского края, показывают, что, к сожалению, в муниципальных образованиях увеличилась доля расходов, которые произведены с нарушением действующего законодательства. Сегодня мы не можем себе позволить такой роскоши, у нас просто нет для этого средств. Поэтому контроль за эффективностью использования средств в этом году будет выходить на первый план по сравнению с проверкой просто лишь бухгалтерской дисциплины, хотя она тоже будет находиться в поле зрения.
Кредиторская задолженность по муниципальным образованиям. Уважаемые коллеги, мы совместно с вами в течение последних 5 лет планомерно, системно работали на снижение этого показателя и уже практически решили эту проблему. Однако ситуация IV квартала и начала текущего года показывает, что, к сожалению, тенденция изменилась. Недоисполнение бюджета в прошлом году (это ряд муниципальных образований) привело к тому, что возникла дополнительная кредиторская задолженность, которой раньше не было. Край сегодня находится в ситуации, когда вынужден обратиться к федеральному бюджету за помощью для обеспечения сбалансированности нашего бюджета. Жесткое требование Министерства финансов Российской Федерации, которое фактически уже поддержано Правительством Российской Федерации: территории, которые обращаются за помощью, не должны иметь кредиторской задолженности (кредиторская задолженность по консолидированным бюджетам). Поэтому мы здесь все с вами находимся в одинаковых общих условиях, мы все находимся в одной лодке. И если мы будем одинаково эффективно управлять теми средствами, которые у нас есть, тогда мы сможем получить дополнительный ресурс. Если мы будем показывать наращивание задолженности, мы не сможем получить средства. Я чуть ниже скажу о том, какие параметры этой помощи нами сегодня истребуются. В целом на графике было видно, что в течение прошедших месяцев задолженность уже начинает снижаться. Эту работу тоже нужно держать на постоянном контроле и ситуацию фактически вернуть к той, которая была предыдущей отчетной датой, когда задолженность снижалась и не превышала 400 млн. рублей, хотя и этого быть не должно, эти долги тоже мы должны сами урегулировать и по возможности с ними рассчитаться.
Вместе с тем в аудитории, где представлены муниципальные образования, где представители городских, районных советов, следует отметить и положительный опыт тех бюджетных реформ, которые производятся в муниципальных образованиях. 2008 год был первым годом, когда был запущен проект по реформированию муниципальных финансов. 23 территории подавали свои заявки на конкурс, 7 — отобраны в качестве победителей. Я с удовлетворением еще раз назову 4 города: Дивногорск, Минусинск, Назарово, Шарыпово и 3 района: Боготольский, Сухобузимский, Шарыповский. 100 млн. рублей было перечислено в прошлом году, и в этом году мы найдем возможность даже при корректировке бюджета рассчитаться с теми муниципальными образованиями, которые проводят эффективную бюджетную и налоговую политику на своем уровне.
Внутри программы та же информационная открытость власти перед населением, программно-целевой метод планирования, повышение ответственности распорядителей бюджетных средств за достижение конечных результатов и так далее.
Обращаюсь ко всем присутствующим с предложением, с просьбой вовлекаться в такого рода бюджетные реформы. И не надо даже сегодня ждать дополнительных средств, которые край выделит победителям конкурса. Если вы сегодня сами будете инициативно участвовать в этих программах, в этих проектах, завтра это вернется только положительными эффектами и дополнительными средствами бюджета, выделяемыми в том числе в рамках оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Более 100 показателей было разработано в прошлом году, по половине из них проведено рейтингование и распределено 100 млн. рублей. 30 территорий примерно получили средства. В этом году также эти деньги должны остаться в бюджете и, единственное, мы думаем о том, чтобы сократить количество победителей и увеличить сумму на одно муниципальное образование, чтобы эффект от этих средств был более значительный.
Два слова об отраслевых системах оплаты труда. Был «круглый стол» специальный, мы сегодня эту тему обсуждали. Базовые цели, которые мы ставили — это в первую очередь повышение качества бюджетных услуг, которые оказываются за счет средств краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований. Несмотря на то, что в 2009 году мы будем предлагать исключить резерв средств, предусмотренных на увеличение фондов оплаты труда при переходе на отраслевую систему, считаем необходимым саму работу по подготовке всех законов и подзаконных актов продолжить на краевом уровне, на уровне муниципальных образований с тем, чтобы к началу 2010 года иметь полный пакет нормативных документов и иметь возможность уже обсуждать перспективы запуска отраслевой системы оплаты труда, на первом этапе сделать это на условиях некого пилотного эксперимента в отдельных учреждениях по соответствующим бюджетным отраслям. В крае был принят в I квартале ряд антикризисных законов, я не буду на них детально останавливаться, у вас все это есть в раздаточных материалах, и это подробно уже обсуждалось в рамках «круглых столов». В целом в бюджете Красноярского края выделено с учетом подготовленной корректировки более 51 млрд. рублей для различных форм финансирования государственного заказа и еще порядка 15 млрд. рублей для предоставления государственных гарантий. Поквартально средства распределены. Вы видите и поддержку экономики, и финансирование крупнейших инвестиционных проектов, главным образом проектов Нижнего Приангарья, и дополнительные меры социальной поддержки населения, которые были приняты в рамках антикризисных мер.
Вместе с тем хотел бы обратиться к представителям органов местного самоуправления о повышении эффективности, интенсивности нашего взаимодействия в плане оказания мер государственной поддержки. На сегодняшний день активность наших предприятий, к сожалению, не очень высока. Когда мы обсуждали меры поддержки, было очень много желающих, они соглашались, что эти меры нужно предпринимать, ими завтра можно будет и пользоваться. Законы приняты, прошло порядка 4 месяцев, мы имеем 2 заявления на государственные гарантии, 1 заявление на инвестиционно-налоговый кредит. Убедительная просьба к представителям с мест более активно взаимодействовать с вашими предприятиями и содействовать, помогать в подготовке необходимых заявлений. Со своей стороны краевые министерства готовы активнейшим образом включаться в эту работу и фактически в ручном режиме помогать предприятиям готовить необходимые заявки для получения тех или иных мер государственной поддержки.
Вместе с тем меры, касающиеся поддержки населения, могут быть реализованы исключительно с уровня городских округов и муниципальных районов. Поэтому здесь убедительная ко всем вам просьба более активно участвовать в этих процессах. Если какие-то меры, вы считаете, не работают, искусственно усложнены, давайте свои предложения, мы будем активно, оперативно их рассматривать и вносить необходимые корректировки.
Далее хотел бы перейти к параметрам корректировки бюджета. Как я уже говорил, более 51 млрд. рублей — объем выпадающих ресурсов. Край не может разово «похудеть» на 30 процентов. Это неминуемо затронет те расходы, которые сегодня сократить невозможно. В этой ситуации мы предполагаем действовать следующим образом: на 30 млрд. рублей — совокупное сокращение краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, на 20 млрд. рублей — продолжение взаимодействия с Министерством финансов Российской Федерации, о чем я говорил ранее, по получению различных дотаций, получению бюджетных кредитов. А также взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, в том числе и по вопросам реструктуризации сумм налоговых переплат, о которых я говорил в начале своего выступления. Тем самым мы должны будем обеспечить сбалансированность бюджета Красноярского края в 2009 году, но это все возможно (еще раз повторю) только благодаря совместной работе всех присутствующих на наших слушаниях.
Приоритеты бюджетной политики 2009 года. Мы пытались сформулировать 4 базовых направления. При корректировках бюджетов всех уровней необходимо обеспечить финансирование первоочередных расходов: это заработная плата, все социальные выплаты, социальные льготы, гарантии, дотации и бюджеты муниципальных образований, которые предоставляются для цели выравнивания. Что касается субсидий, субвенций, это отдельный разговор и там есть определенные коррективы, потому что субсидии — это отчасти инициатива краевого уровня, субвенции — это наши обязательства и скорректированный размер финансов на реализацию этих полномочий в полном объеме соответствует плановой потребности. Сокращение касается только сумм, которые остались на остатках на начало года.
Расходы на реализацию антикризисных мер. В текущих условиях бюджет, как я уже говорил, является основным источником оказания мер государственной поддержки для предприятий путем формирования государственного и муниципального заказа на продукцию предприятий субъектов малого предпринимательства. В рамках финансирования капитальных расходов необходимо сконцентрировать средства на завершении строительства объектов, которые являются вводными, которые являются сегодня в высокой степени готовности, в свою очередь, обеспечивают занятость, обеспечивают спрос на внутренние строительные материалы, произведенные на соответствующей территории. Эти меры созвучны в полном объеме с требованиями, которые сегодня выставлены на уровне Российской Федерации для всех субъектов Российской Федерации, для всех муниципальных образований. При выполнении этих показателей мы сможем рассчитывать на получение мер федеральной помощи краевому бюджету.
Непосредственно параметры краевого бюджета в целом (ситуация наглядная). Сегодня корректировка уже внесена в Законодательное Собрание, я должен прокомментировать эти цифры. Визуально расходы бюджета не сокращаются, а, наоборот, увеличиваются на 500 млн. рублей. При этом доходы бюджета уменьшаются: собственные — на 27 млрд. рублей, на 17 увеличивается безвозмездное поступление. Мы вынуждены сократить собственные расходы на 24 млрд. рублей. Край получает дополнительно из федерального бюджета ресурс в 25 млрд. рублей. Это деньги целевые, это деньги на финансирование национальных проектов, на финансирование социальных гарантий, установленных федеральным законодательством. Мы не можем этими средствами финансировать те расходы, которые были изначально заложены как собственные расходы краевого бюджета. Поэтому при целом общем сохранении уровня бюджетных расходов мы должны сократить собственные расходы на 24 млрд. рублей и тем самым обеспечить сбалансированность нашего бюджета с учетом тех обязательств, о которых я говорил.
По отраслям бюджета. Мы специально разложили 2 цифры, 2 колонки: собственные средства и федеральные. Сокращение собственных параметров на 24 миллиарда и увеличение федеральных средств практически на 25 млрд. рублей. В основном видно, что средства концентрируются по разделам «Национальная экономика», это реализация национальных проектов, а также «Социальная политика». Это те цифры, которые подкрепляют тезисы, звучавшие сегодня в рамках пленарного заседания, пленарной части.
Параметры оптимизации расходов краевого бюджета. Как я уже сказал, в первую очередь из бюджета предполагается исключить все резервы: резерв на отраслевую оплату труда, резервы на будущие инвестиционные проекты, это порядка 3,5 млрд. рублей. Остается из 5 миллиардов 1,5, которые сегодня уже расписаны решениями Инвестиционного совета по каждому инвестиционному проекту, большинство из которых переходящие с предыдущих периодов. В рамках целевых программ сокращение порядка 30 процентов, в основном это те мероприятия, которые вновь начинаемые, которые не имеют мультипликативного эффекта с точки зрения поддержки социальной сферы и реального сектора экономики. Безусловно, эти предложения — это пока только предложения Правительства, которые представлены в Законодательное Собрание. Они, безусловно, будут обсуждаться и мы будем доказывать по каждой строчке, по каждому мероприятию причины сокращения лимитов финансирования в 2009 году и те графики, когда к этим мероприятиям бюджет будет возвращаться, имея в виду предстоящую перспективу.
Оптимизация смет бюджетных учреждений органов местного самоуправления, органов власти, традиционные статьи, транспортные расходы, зарплата, возможности ограничения премирования, ограничения замещения вакантных должностей, фактически замораживание увеличения различных надбавок в течение 2009 года — 2,2 млрд. рублей, это общая наша с вами задача, мы должны такие параметры оптимизации обеспечить в рамках нашего бюджета.
И еще ряд направлений. Отдельно остановлюсь на местных бюджетах, субвенциях, субсидиях. Как я уже говорил, в рамках субвенций производится уменьшение лимитов финансирования только в пределах тех остатков, которые сформировались на 1 января. То есть общий объем средств, доступных для использования в 2009 году, будет полностью соответствовать расчетным показателям. Есть контингент получателей, есть фактическая база по тарифам, по услугам и так далее, это прямой счет, эти средства в бюджете сохранены. Даже если где-то фактическая обращаемость превысит плановые параметры, по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев мы будем возвращаться и при необходимости средства изыскивать, добавлять. Это обычная практика работы предыдущих лет, то есть здесь ничего сверхъестественного произойти не должно.
Благодаря снижению норм софинансирования, которые представляются федеральным бюджетом субъектам Российской Федерации, мы нашли возможность и считаем возможным на 500 млн. рублей уменьшить ассигнования на реализацию региональных адресных программ по капитальному ремонту жилого фонда и переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. При этом хочу сказать, что общий объем финансирования данных мероприятий за счет того, что доля федерального бюджета сегодня краем истребована фактически трехлетняя, он увеличивается по каждому из этих направлений. В рамках краевых целевых программ, я думаю, особо сейчас нет необходимости комментировать каждое мероприятие, это может занять весь формат публичных слушаний, эта таблица есть в раздаточных материалах. Полагаю, может быть, мы более точно ответим на вопросы, если они будут конкретные. В завершение хотел бы остановиться на тех рекомендациях по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, которые были в январе направлены в адрес муниципальных образований. Во многих территориях работа проведена предметная, но, к сожалению, вынужден констатировать, что большинство муниципальных районов, городских округов к работе подошли формально, планы мероприятий по повышению доходов, оптимизации расходов представлены без реальной количественной оценки каждого мероприятия и это сегодня не позволяет оценить содержательность проведенной работы.
Должен еще раз вернуться к тезису о том, что расходы бюджета текущего года необходимо будет пересматривать во всех территориях. Мы должны сформировать понятную базу формирования бюджета 2010—2012 годов. Экономическая ситуация существенно не улучшится. Мы должны готовиться к ситуации, когда бюджет 2010 года будет фактически бюджетом нормативов, бюджетом норм. Мы очень мало сможем себе позволить инициативных расходов, если вообще сможем такие себе позволить. Министерство финансов Российской Федерации готовит сегодня уже параметры прогноза на предстоящие 3 года и в течение июня предполагает довести эти показатели до регионов, мы незамедлительно будем передавать эти данные в муниципальные образования.
Мы должны сегодня исходить из реалистичной оценки экономики. Нам необходимо готовить все бюджетные корректировки исходя из консервативных сценариев развития экономики. В лучшем случае рост расходов будет соответствовать росту валового регионального продукта, если таковой состоится. Но нам всем вместе придется существенно поработать, чтобы это обеспечить. В этой ситуации на уровне каждой территории дополнительную актуальность получают вопросы работы с муниципальным имуществом, с землей, с каждым предприятием, с каждым плательщиком, который по закону либо в рамках определенных схем оптимизации ведет налоговый учет и уплачивает налоги. Это дополнительные ресурсы, это те средства, получив которые, вы сможете всегда сбалансировать свой бюджет.
У края существенно сократится ресурс для помощи муниципальным образованиям, и у федерального бюджета также ресурса не будет, федеральный бюджет планирует с 2010 года вернуться к практике привлечения заграничных займов. Тот Стабилизационный фонд, который создан в Российской Федерации, в следующем году себя уже исчерпает, и федеральный бюджет вынужден будет занимать средства за рубежом. Край планирует занимать средства в банках, на биржевом рынке в этом году и в следующем.
Краевой бюджет будет сформирован с максимально возможным дефицитом. И в то же время мы предполагаем выделить 5 млрд. рублей дополнительно для помощи муниципальным образованиям в виде бюджетных кредитов, предоставляемых на срок до 3 лет. При этом кредитовать мы будем те муниципальные образования, где будет проведена оптимизация собственных расходов, где будут реалистичны собственные доходы и соответствующие понятные планы предстоящих периодов. Это не «хотелка» министерства финансов Красноярского края, это элемент концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, которая в ближайшее время должна быть утверждена на уровне Правительства Российской Федерации, и к этому необходимо всем нам вместе готовиться. Все рекомендации, которые были направлены ранее в министерство финансов, в ваш адрес, полностью соответствуют этой концепции и нам вместе необходимо будет эту работу провести.
Если говорить о расходах, то это, конечно же, оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления, органов государственной власти. По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, эти расходы должны быть не выше фактических расходов 2008 года. С учетом того повышения заработной платы, которое было произведено, мы должны изыскивать резервы, по каким статьям мы будем эти средства экономить.
Необходимо провести инвентаризацию всех наших публичных расходных обязательств. Меры социальной поддержки — это священный приоритет, но нужно посмотреть на эффективность этих мер, на адресность этих мер: а действительно ли получают эту поддержку те, кто в ней сегодня в большей степени нуждается, а не финансируем ли мы дважды одно и то же? Мы сегодня выявляем, к сожалению, такие примеры, когда мы через разные меры поддержки больше чем на 100 процентов возмещаем произведенные человеком расходы. Такие факты уже есть, и это та работа, которую нам необходимо будет провести совместно с вами на каждой территории.
По возможным искам, если их оценивать системно, и той работе, которая сегодня проведена, уважаемые коллеги, обратите внимание, нам необходимо 6 млрд. рублей, как я говорил раньше, провести оптимизацию. Сегодня представленный план мероприятий (пока представлен официально) ограничивается 500 млн. рублей. Мы знаем, что завершается работа в крупных городах Красноярске, Норильске, фактически завершена работа в Ачинске, но эту работу нужно провести во всех территориях, я к этому еще раз возвращаюсь и прошу прощения за, может быть, назойливость, но тем не менее это очень актуальная задача. Вместе с тем бюджеты могут быть сбалансированы и резервы внутри местных бюджетов существуют.
Базовые приоритеты формирования расходов на 2010—2012 годы. Первое. Краевой бюджет будет формироваться на трехлетней основе и федеральный бюджет, безусловно, также будет подготовлен на трехлетней основе. Сейчас в рамках корректировки краевого бюджета предполагается признать утратившим силу плановый период, а именно показатели 2010—2011 годов, и фактически произвести своеобразный перезапуск бюджета на следующие 3 года.
Будет продолжено совершенствование системы межбюджетных отношений, в том числе на уровне районов, поселений. Здесь у нас пока еще, к сожалению, не во всех территориях найдено полное взаимопонимание. Федеральная концепция реформирования межбюджетных отношений предполагает изменение двух очень важных для этого уровня взаимоотношений параметров. Первое — нормативы распределения налога на доходы физических лиц. Сегодня жестко: 10 процентов — бюджет поселений, 30 процентов — бюджет района. Предполагается дать право перераспределять эти средства. В поселении может остаться 5, 2, 3 процента. В целом 40 процентов останется за уровнем консолидированного бюджета муниципального района и далее внутри нужно будет искать компромиссы.
Отрицательный трансферт. Сегодня предельное значение — двукратная бюджетная обеспеченность, все, что выше, изымается вполовину. Предполагается уровень изъятия уменьшить до 1,3 и ставку изъятия сделать прогрессивной. Все это декларируется как меры временного характера, но они обоснованные и в ближайшие 3 года могут быть востребованы. Кроме этого, по нашим предложениям (эти предложения были сформированы в Красноярском крае), будет дано право муниципальным образованиям предоставлять бюджетные кредиты. Сейчас можно только сверху вниз, можно будет горизонтально: район — району, поселение — поселению, город — городу либо снизу вверх: район, город — краю, поселение — району. Такие временные меры будут внесены в Бюджетный кодекс в течение 2009 года Министерством финансов Российской Федерации и мы активно, я думаю, будем в своей работе этими мерами также пользоваться, имея в виду единственную цель — обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Красноярского края. Мы не можем себе позволить в отдельно взятом локальном населенном пункте производить инициативные расходы, существенно превышающие все возможные нормативы, а в соседней территории не иметь возможности для выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Коллеги, я прошу с пониманием к этой задаче относиться и очень рассчитываю именно на поддержку районных советов депутатов, которые должны в первую очередь занимать государственную позицию в принятии всех необходимых решений, которые иногда, может быть, выглядят как непопулярные.
Также серьезнейшая задача — это ограничение принятия новых бюджетных обязательств. Можно ли их принимать? Да, безусловно, можно, но дополнительных средств на них мы найти не сможем. Если мы принимаем новое обязательство, мы должны понимать, вместо чего мы его принимаем, где мы берем ресурс, чтобы это финансировать. Федеральный бюджет точно не будет выделять средств, это было заявлено на Коллегии, которая была проведена в Министерстве финансов Российской Федерации. Если мы что-то принимаем, мы должны самостоятельно решать вопрос и обеспечивать финансирование.
Уважаемые коллеги, сегодня фактически завершена работа по подготовке порядка формирования бюджета на 2010—2012 годы. В целом основные направления и основные даты соответствуют многолетней предыдущей практике. Но за этими сухими цифрами, за этими сухими датами стоит серьезнейшая кропотливая работа. Нам фактически придется инвентаризировать все ведомственные программы, все трехлетние планы и ориентировать их уже от другого уровня экономики и от другого уровня доходных возможностей. Возможно, придется некоторые программы переписывать фактически с чистого листа. Эту работу Правительство планирует организовать в течение мая-июня, совместно будем обсуждать это с Законодательным Собранием с тем, чтобы в июле уже иметь предварительные параметры бюджета и начинать работу с территориями. Базовый срок, 15 октября, внесения проекта бюджета со всеми необходимыми материалами в Законодательное Собрание — это срок, к которому мы привыкли и предполагаем его придерживаться и в дальнейшей работе.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и готов ответить на все ваши вопросы.