На главную | VI съезд

VI съезд депутатов Красноярского края (28 октября 2011 года)

Рекомендации круглого стола по теме «Агропромышленный комплекс красноярского края: итоги и перспективы развития»

27 октября 2011 года


Участники круглого стола, обсудив вопросы состояния агропромышленного комплекса Красноярского края, отмечают, что производство валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за период с 2006 по 2010 год увеличилось с 35,3 млрд. рублей до 68,2 млрд. рублей.
Валовой сбор зерна в 2010 году на 40 % превысил показатели 2006 года. Намолочено 2660,7 тыс. тонн зерна. По урожайности зерновых край в течение 7 лет занимает первое место среди субъектов СФО.
Молока произведено 109,7% к уровню 2006 года, мяса на убой – 105,9%, яиц – 109,4%.
Средний надой на 1 корову в сельскохозяйственных организациях составил 115,0% к уровню 2006 года и превысил четырехтысячный рубеж.
В 2004 году при содействии краевого бюджета технику приобрели 48 хозяйств, в 2011 году их число увеличилось до 465. Удельный вес площади, обрабатываемой по ресурсосберегающим технологиям, увеличился с 21% в 2006 году до 60% в 2010 году.
Удельный вес прибыльных предприятий в общем числе хозяйств по итогам 2010 года составил 85,6 % против 74,6 % в 2006 году.
Средняя заработная плата возросла на 6 256 рублей и составила 10 515 рублей в месяц.
Реализация долгосрочных целевых программ «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» и «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» способствует снижению социальной напряженности в сельской местности, закреплению квалифицированных кадров на селе, в том числе на предприятиях агропромышленного комплекса края.
Однако системного подхода и последовательной государственной политики в области сельскохозяйственного производства не выработано.
Отмечая высокие производственные показатели в отдельных областях сельскохозяйственного производства, следует отметить и то, за счет чего они были достигнуты, а также проблемные места, где успехов достигнуто не было.
Несмотря на увеличение площади зерновых и зернобобовых культур на 3,6%, общего увеличения посевных площадей сельскохозяйственных культур не произошло (их размер остается на уровне 50 % от посевных площадей 80-х годов).
В сельскохозяйственных организациях поголовье крупного рогатого скота сократилось на 12,3 % (в целом по краю на 2,3%), коров – на 4,4%, поголовья птицы – на 2,2%.
Высокий средний показатель уровня надоя на 1 корову (второе – третье место по Сибирскому федеральному округу уже в течение ряда лет) обеспечивается несколькими развитыми хозяйствами края. В 2008 году прекратили свою деятельность 12 сельхозпредприятий, занимающихся производством молока, в 2009 году – 18, в 2010 году — 10 сельхозпредприятий.
Коэффициент обновления техники составляет: по тракторам около 2 % в год, по зерноуборочным комбайнам – около 4%. На начало 2010 года процент техники, используемой при проведении полевых работ, возраст которой превышает 10 лет (при сроке эксплуатации 8-10 лет), составил: по тракторам – 82,3%, зерноуборочным комбайнам – 72,6%, по кормоуборочным комбайнам – 72,4%. Нестабильность цен на рынке сельхозпродукции, деструктивная ситуация с ценами на электроэнергию и горюче-смазочные материалы не позволяют сельхозтоваропроизводителям края накопить достаточные средства для приобретения новых сельхозмашин, тракторов, оборудования.
Диспаритет цен нивелирует высокие производственные показатели. Уровень рентабельности хозяйств (без учета полученных субсидий) в целом по краю снизился с 10,9 % в 2005 году до 1,5 % в 2010 году.
Кредиторская задолженность на конец 2009 года составила 14,7 млрд. рублей (78% от годового объема выручки).
Рентабельность производства зерна составляла 53,1% в 2005 году, 22,1% в 2009 году, 9,5% в 2010 году.
Убыточность производства мяса крупного рогатого скота выросла до 18,5%.
Заработная плата, являющаяся одним из базовых показателей благосостояния населения, остается одной из самых низких по отраслям экономики и составляет только 45 % от средней заработной платы по краю. Более чем в 50 % хозяйств размер заработной платы в 2009 и 2010 годах был меньше величины прожиточного минимума.
Число занятых в сельскохозяйственном производстве ежегодно уменьшается на 2 тысячи человек.
Демографическая ситуация на селе продолжает ухудшаться. Численность проживающих в сельской местности за 20 лет сократилась почти на 19%, в то время как в городах края только на 7,4%. Смертность выросла на 43%. Средняя продолжительность жизни сельского мужского населения края немногим превышает 58 лет. Сокращается число малокомплектных школ и фельдшерско-акушерских пунктов. Возрастает экологическая нагрузка в районах края, попадающих в зону воздействия Саянского алюминиевого завода.
Усеченное понимание эффективности государственной поддержки только как прироста продукции на вложенный рубль искажает действительное назначение государственной поддержки агропромышленного комплекса улучшение благосостояния граждан страны.
Обсудив состояние агропромышленного комплекса края, эффективность мер, принимаемых в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции и повышения ее качества, улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышения уровня жизни на селе, делегаты VI Съезда депутатов Красноярского края – участники круглого стола

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Считать основной оценкой эффективности государственного управления в области сельского хозяйства рост благосостояния сельских тружеников и прежде всего рост заработной платы.
2. Обратить внимание Губернатора края, Законодательного Собрания края, Правительства края на ухудшение демографических показателей сельских населенных пунктов Красноярского края.

3. Правительству края:
3.1. Разработать программу развития сельских территорий края в целях улучшения качества жизни на селе, предотвращения сокращения числа сельских поселений и опустошения сельских территорий Красноярского края.
3.2. Разработать и реализовать меры по улучшению обеспечения населения, проживающего в сельской местности, питьевой водой, в том числе по строительству скважин и водопроводов.
3.3. Обратить особое внимание на развитие отрасли животноводства как базового потребителя зерна, производимого в крае. Разработать и реализовать меры государственной поддержки строительства и реконструкции животноводческих помещений, содействия обновлению основных средств в животноводстве.
3.4. Разработать долгосрочную программу содействия обновлению парка сельскохозяйственной техники и оборудования, тракторов, автомобильной техники сельхозтоваропроизводителей в целях применения инновационных технологий производства.
3.5. Содействовать реализации инвестиционных проектов в отраслях АПК края в целях эффективного развития производства, переработки и реализации сельхозпродукции.
3.6. В целях стимулирования инвестиционной активности в сельскохозяйственном производстве рассмотреть возможность установления льготного режима налогообложения в отношении имущества организаций — сельскохозяйственных товаропроизводителей края.
3.7. Продолжить работу по привлечению и закреплению специалистов на селе. Обратить отдельное внимание на проблему нехватки специалистов рабочих специальностей и подготовку их на базе средних общеобразовательных учебных заведений.
3.8. Содействовать развитию малоэтажного жилищного строительства на селе. При разработке мер государственной поддержки для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, учитывать специфику строительства жилья в сельской местности. Рассмотреть возможность создания при участии края специализированных организаций по строительству жилья в сельской местности.
3.9. Разработать программу поддержки низкорентабельных хозяйств в целях стабилизации их финансового состояния и развития производства.
3.10. Разработать систему мер государственной поддержки производства овощной продукции, включая производство плодоовощной продукции закрытого грунта и переработку овощной продукции.
3.11. Разработать и реализовать меры государственной поддержки рыбоводства, пчеловодства, сбора и переработки дикоросов.
3.12. Рассмотреть вопрос об обеспеченности края хлебоприемными пунктами, элеваторами.
3.13. Рассмотреть вопрос по упрощению процедуры выделения лесосек сельхозтоваропроизводителям края.
3.14. Рассмотреть вопрос поддержки личных подсобных хозяйств как участников обеспечения населения края продукцией сельскохозяйственного производства.
3.15. Рассмотреть возможность увеличения ставки субсидии, предоставляемой на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельхозтоваропроизводителями края в кредитных организациях.
3.16. Рассмотреть вопрос об обеспеченности органов местного самоуправления поселений специалистами в области земельного законодательства в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
3.17. Рассмотреть вопрос о поддержке мясного коневодства, садоводства.
3.18. Рассмотреть совместно с органами местного самоуправления возможность и целесообразность передачи дорог сельских населенных пунктов в обслуживание специализированным предприятиям.

4. Органам местного самоуправления края при установлении платы за аренду земель сельскохозяйственного назначения учитывать специфику сельскохозяйственного производства, длительность производственного цикла и финансовые возможности сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории муниципальных районов.

Руководитель круглого стола,
заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленного политике
Законодательного Собрания края
В.И. Сергиенко