На главную | VI съезд

VI съезд депутатов Красноярского края (28 октября 2011 года)

Рекомендации круглого стола по теме «Практика, проблемы и перспективы реализации программы модернизации здравоохранения красноярского края»

27 октября 2011 года


Заслушав и обсудив доклады, предложения делегатов VI Съезда депутатов Красноярского края и других участников заседания круглого стола, делегаты отмечают следующее.
С 2011 года на территории Российской Федерации во всех субъектах реализуется программа модернизации здравоохранения, финансовое обеспечение которой в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» осуществляется за счет средств Федерального фонда ОМС, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
Программа модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2012 годы утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2011 № 152-п (далее — Программа).
С целью реализации программы модернизации проведены организационные мероприятия по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи:
утверждено 239 региональных стандартов медицинской помощи в условиях круглосуточного, дневного стационара, в амбулаторных условиях, в том числе по приоритетным направлениям Программы;
заключены дополнительные соглашения по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и ТФОМС Красноярского края, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями;
установлены лимиты финансовых средств в разрезе медицинских организаций, задач и мероприятий;
заключены трехсторонние соглашения между министерством здравоохранения края, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Красноярского края и муниципальными образованиями края о предоставлении муниципальным образованиям Красноярского края средств на финансовое обеспечение мероприятий по Программе модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011— 2012 годы;
заключены соглашения об объединении ресурсов муниципальных образований Красноярского края в целях обеспечения граждан качественной и доступной медицинской помощью в части образования межрайонного центра;
решениями согласительной комиссии системы ОМС утверждены порядок финансирования мероприятий в рамках Программы, дополнительные тарифы финансирования медицинской помощи за счет средств Федерального фонда ОМС, методические указания по осуществлению выплат стимулирующего характера в медицинских организациях.
С целью повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи специалистами Территориального фонда ОМС совместно со страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями разработаны планы повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи, направленные на привлечение врачей, внедрение медицинских и информационных технологий.
С целью обеспечения своевременного и в полном объеме осуществления выплат стимулирующего характера специалистами Территориального фонда ОМС проведены совещания с руководителями экономических служб 69 медицинских организаций, на которых проработаны вопросы выполнения решений согласительной комиссии системы ОМС, правильности осуществления начислений выплат стимулирующего характера, причин отставания выплат.
Общая стоимость программы модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2012 годы утверждена в размере 14,0 млрд. рублей, из них федеральных средств – 8,7 млрд. рублей, в том числе на 2011 год – 4,3 млрд. рублей, на 2012 год – 4,4 млрд. рублей.

Программа предусматривает реализацию следующих задач:
I. Укрепление материально-технической базы медицинских организаций.
В программе по первой задаче «Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений» предусмотрены средства федерального бюджета в размере 4,4 млрд. руб., в том числе на приобретение медицинского оборудования 2,8 млрд. руб., на выполнение капитального ремонта 1,6 млрд. руб.
В программе модернизации по данному направлению участвуют 92 медицинских учреждения, в том числе в 2011 году 85 медицинских учреждений.
На выполнение ремонтных работ на 2011 год предусмотрено 637 млн. руб. в 33 учреждениях здравоохранения(59 объектов).
По состоянию на 19.10.2011 размещено заказов на выполнение капитального ремонта на общую сумму 459,7 млн. руб. по 56 объектам.
Заключено контрактов на 136,9 млн. руб.
В соответствии с графиком реализации на оставшиеся 332,8 млн. рублей контракты будут заключены до 01.11.2011.
Закончены работы в 5 учреждениях здравоохранения (7 объектах).
В 15 муниципальных образованиях края начаты строительно-монтажные работы в 17 учреждениях на 29 объектах здравоохранения.
В соответствии с графиком по приобретению оборудования по состоянию на 19.10.2011 направлена конкурсная документация в агентство государственного заказа Красноярского края на сумму 1 615,1 млн. руб. Планируется закупить компьютерные томографы, магнитно-резонансный томограф, аппарат рентгеновский ангиографический с принадлежностями (ангиограф), рентгеновское оборудование, ультразвуковое и реанимационное оборудование в общем количестве 3303 единицы (в 2011 году – 2615).
Министерством здравоохранения Красноярского края готовятся технические задания для размещения заказа на эндоскопическое оборудование на сумму 373 млн. руб.
Оставшаяся часть оборудования, не требующего длительного времени на производство, монтаж и пусконаладочные работы, будет выставлена на торги до 15 ноября 2011 года.
В ноябре — декабре 2011 года будет продолжена работа по подготовке конкурсных процедур на финансовые средства 2012 года.
Сформирована расчетная экономия на 19.10.2011 по результатам мониторинга – 192 млн. руб. Из них – 40 млн. руб. будет направлено на приобретение МРТ в МУЗ «ГКБ № 6» (по поручению Губернатора края Кузнецова Л.В.).
Оставшиеся финансовые средства предлагается перераспределить между учреждениями, не участвовавшими в данной программе, а также на дооснащение крупных лечебных учреждений.
Для этого министерством здравоохранения собрана и проанализирована информация учреждений здравоохранения о предложениях по использованию экономии и дополнительных работах. По результатам данной работы подготовлена корректировка программы, материалы которой для согласования направлены в Минздравсоцразвития России.

II. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
Общий объем финансирования информатизации системы здравоохранения в рамках Программы модернизации здравоохранения составляет 535 907,8 тыс. руб., в том числе за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 435 907,8 тыс. руб., краевого бюджета – 100 000 тыс. руб.
Наибольший объем финансирования предусмотрен для организации персонифицированного учета оказания медицинских услуг на ведение электронной медицинской карты — 484 060,6 тыс. руб.
В рамках данного мероприятия предусматривается построение информационно-коммуникационной структуры в медицинских учреждениях, закуп компьютерной техники, серверного оборудования, серверного программного обеспечения, комплексной медицинской информационной системы. В результате количество медицинских учреждений, осуществляющих персонифицированный учет медицинской помощи, достигнет 178, что составит 100 % от общего количества учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Разработан сетевой график внедрения современных информационных систем в здравоохранение, в соответствии с которым:
1. Создана межведомственная рабочая группа по вопросам информатизации в здравоохранении.
2. Проведена оценка существующих комплексных медицинских информационных систем и разработаны типовые спецификации программно-технического обеспечения.
3. Заслушаны и согласованы проекты информатизации медицинских учреждений краевого подчинения, муниципального подчинения: 65 проектов согласовано, 34 находятся в стадии согласования.
4. Подготовлены и объявлены конкурсные мероприятия по приобретению программно-технического обеспечения и монтажу локальных вычислительных сетей для краевых медицинских учреждений на общую сумму 46850,307 тыс. руб..
5. Подготовлен проект технических требований к комплексной медицинской информационной системе.
Подготовлены предложения по развитию медицинского информационно-аналитического центра как центра компетенции по внедрению современных информационных систем в здравоохранение Красноярского края.
III. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе оказываемой врачами-специалистами.
Общий объем финансирования внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках программы составляет 3872,7 млн. руб., в том числе на 2011 год -1 279 643,4 тыс. руб.
В реализации данной задачи участвуют 77 медицинских организаций, оказывающих стационарную медицинскую помощь и 145 медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.
Выплаты стимулирующего характера запланированы для 3005 врачей, фактические выплаты получили 3 435 человек. Средний размер доплаты врачам составил 5 435 руб., ростом к предыдущему месяцу на 17 %. Средняя заработная плата с учетом средств модернизации составила 26 052 руб.
Плановая численность среднего медицинского персонала 7783 человека, фактические выплаты получили 6737 человек, средний размер доплаты составил 2724 руб., средняя заработная плата — 15 184 руб.
В соответствии с программой 77 медицинских организаций внедряют 9 федеральных стандартов медицинской помощи (по 9 основным нозологиям) при оказании стационарной помощи при следующих заболеваниях: заболевания системы кровообращения, новообразования, травмы, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и пороки развития.
Выплаты за внедрение стандартов получили 1 157 человек врачебного персонала или 31,1 % из числа врачей, работающих в стационарах, 3008 — среднего медицинского персонала или 24,2% из числа работающих, 1782 — младшего медицинского персонала. Средний размер заработной платы с учетом средств модернизации увеличился по сравнению с периодом, предшествующим началу реализации Программы, на 16 % и составил у врачей – 30230 руб., среднего медицинского персонала – 19131 руб., младшего медицинского персонала – 9142 руб.

Дополнительные мероприятия, проведенные по реализации Программы.
В Программе будет расширен перечень медицинских организаций. Дополнительно будут включены в Программу два федеральных учреждения здравоохранения ФМБА России и одно учреждение здравоохранения ОАО «Российские железные дороги», КГБУЗ «Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн».
В рамках региональной Программы расширен перечень заболеваний за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Для внесения изменений в Программу вносится 17 нозологий вместо 9, ранее утвержденных Программой. Дополнительно расширяется перечень по травме (черепномозговая травма, травма позвоночника), расширяется перечень отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде (тяжелая инфекционная патология новорожденных, крайне малая масса тела при рождении, экстремально низкая масса тела, патология центральной нервной системы у доношенных, бронхолегочная дисплазия у новорожденного). Дополнительно расширяется перечень по злокачественным новообразованиям и вводятся в перечень заболевания крови у детей (острые лейкозы и гистиоцитарные заболевания, миелопролиферативные заболевания, лимфомы) и т.д.
Вышеназванные предложения в установленном порядке согласованы с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. В настоящее время проводится процедура заключения дополнительного соглашения с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Вместе с положительными тенденциями следует отметить, что реализация Программы осуществляется с отставанием по срокам, предусмотренным графиком перечисления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования субсидии на финансовое обеспечение Программы в бюджет Территориального фонда обязательного страхования Красноярского края. Причинами таких отставания являются: переработка конкурсной документации в связи с изменившимися требованиями, установленными федеральными нормативно-правовыми актами; отсутствие лицензий по отдельным видам деятельности у некоторых медицинских учреждений (в 13 медицинских учреждениях отсутствуют лицензии на отдельные виды деятельности), что препятствует реализации мероприятия «Внедрение стандартов медицинской помощи», «Повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе оказываемой врачами-специалистами». Риск неполучения лицензий до конца 2011 года остается в 6 медицинских организациях.
Укомплектованность узкими специалистами низкая. За период реализации Программы запланировано увеличение укомплектованности узкими специалистами с 57% в 2010 году до 66% к 2013 году.
По результатам обсуждения участники заседания круглого стола

РЕКОМЕНДУЮТ:

внести в постановляющую часть Резолюции VI Съезда депутатов Красноярского края в области здравоохранения и лекарственного обеспечения следующие предложения:

1. Правительству края:
1.1. Обеспечить выполнение программы модернизации здравоохранения в полном объеме и установленные сроки.
1.2. Разработать организационные основы по передаче муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Красноярского края, а также по наделению органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
1.3. Разработать долгосрочную целевую программу на 2012-2014 годы по строительству фельдшерско-акушерских пунктов на основе быстровозводимых конструкций и обеспечить ее финансирование.
1.4. Разработать долгосрочную целевую программу по развитию и укреплению общих врачебных практик (семейной медицины) на территории края на 2012-2014 годы и обеспечить ее финансирование.
1.5. Разработать долгосрочную целевую программу по подготовке медицинских кадров для учреждений здравоохранения, входящих в систему здравоохранения края.
1.6. Обеспечить в 2012 году финансирование мероприятий по разработке проектно-сметной документации реконструкции краевого государственного бюджетного учреждения «Краевая клиническая больница», ориентированной на внедрение новых технологий организации медицинской помощи.

2. Министерству здравоохранения края принять меры по повышению качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения для населения края.

3.Органам местного самоуправления края:
3.1. Принять меры по повышению качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения для населения соответствующей территории.
3.2. Организовать мониторирование доступности первичной медицинской помощи на территориях.
3.3. Взять под личный контроль реализацию мероприятий программы модернизации здравоохранения на 2011 год.
3.4. Обеспечить своевременность и полноту сдачи отчетов о реализации соответствующих задач и мероприятий программы, в том числе исполнения сетевого графика.
3.5. Обеспечить реализацию плана мероприятий по исполнению требований санитарного законодательства для проведения лицензирования объектов здравоохранения.
3.6. Обеспечить реализацию мер по совершенствованию организации контроля работы амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе по формированию потоков пациентов внутри учреждений здравоохранения и на этапах оказания медицинской помощи; по контролю за сроками ожидания, получением медицинской услуги (консультаций узких специалистов, диагностических исследований).

Руководитель круглого стола,
председатель комитета по здравоохранению, спорту и туризму Законодательного Собрания края
С.В. Натаров