На главную | VI съезд

VI съезд депутатов Красноярского края (28 октября 2011 года)

Рекомендации круглого стола по теме «Создание условий для развития бизнеса — путь к развитию территорий»

27 октября 2011 года


Заслушав и обсудив выступления и предложения, участники круглого стола отмечают следующее.
Несмотря на рост промышленного производства в крае в последние десять лет, обусловленный увеличением производства продукции, востребованной на мировых рынках, соразмерного повышения качества жизни населения края не произошло.
Развитие экономики края в направлении освоения природных ресурсов продиктовано необходимостью решения прежде всего общегосударственных задач по обеспечению топливно-энергетической безопасности страны, поддержанию конкурентоспособности РФ в части развития экспортного потенциала сырьевых отраслей. В соответствии с приоритетами федерального центра большая часть крупных инвестиционных проектов, реализуемых в последнее время в крае с привлечением средств краевого бюджета, направлена на создание инфраструктуры территорий края, связанных с развитием добывающих отраслей. Такая экономическая политика с неизбежностью приводит к серьезному дисбалансу между территориями экономического роста и территориями социально комфортного расселения, неравномерности экономического развития края в территориальном разрезе. Кроме того, сложившаяся схема расселения населения, ориентированная на места приложения труда — предприятия советского периода, многие из которых прекратили деятельность, требует все больших бюджетных средств на поддержание систем жизнеобеспечения и социальной сферы, поскольку в этих местностях хозяйственная деятельность не успевает развиваться адекватными темпами. Все это негативно сказывается на качестве жизни населения края, несмотря на общекраевые показатели экономического роста.
В сложившейся ситуации основной задачей органов власти всех уровней в крае должно стать создание качественной и комфортной среды жизнедеятельности на всей территории края. Только постоянное улучшение качества жизни позволит поддержать активное население, способное сохранять и развивать свой край.
Увеличение только объемов выпуска продукции и производства услуг в сложившейся структуре экономики края, очевидно, эту задачу не решит. Необходимо обеспечить повышение качества экономического роста в каждой территории края. Органам власти, как краевым, так и муниципальным предстоит оценить степень и способы управляемости процессов развития бизнеса и с учетом этого формировать собственную экономическую политику. Необходимо формировать долгосрочные планы экономического развития, эффективно использовать бюджет, взаимодействовать с федеральным центром.
Участники круглого стола отмечают сложность этого процесса в условиях отсутствия актуального нормативного обеспечения системы государственного стратегического планирования. Тем не менее, понимание каждым главой муниципального образования, депутатом, государственным и муниципальным служащим, предпринимателем внятных, конкретных целей государственной и муниципальной политики на современном этапе и вытекающих из нее задач государственного и муниципального управления социально-экономическим развитием каждой территории края позволит консолидировать усилия бизнеса и власти в целях эффективного решения этих задач.
По результатам обсуждения участники круглого стола

РЕКОМЕНДУЮТ:

внести в постановляющую часть Резолюции VI Съезда депутатов Красноярского края следующие предложения:

1. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
1.1. Провести работу по модернизации правовой основы создания и функционирования системы стратегического планирования социально-экономического развития края.
1.2. Продолжить работу по формированию стратегии долгосрочного социально-экономического развития края, предусматривающей достижение понятных целей развития муниципальных образований края, скоординированных с целями и задачами государственной социально-экономической политики края, развития Сибири и государства в целом.
1.3. В целях формирования устойчивой финансовой базы развития территорий рассмотреть вопрос об увеличении нормативов зачислений налоговых доходов в местные бюджеты и внесении соответствующих изменений в Закон края «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае».
1.4. Рассмотреть вопрос о возможности укрупнения муниципальных образований, имеющих низкий экономический потенциал (депрессивных территорий).
1.5. Обратиться в Правительство РФ с предложением внесения изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих увеличение нормативов зачислений налоговых доходов в бюджеты субъектов РФ.

2. Правительству края:
2.1. При утверждении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, согласовании инвестиционных программ территориальных сетевых организаций исходить из необходимости координации планов развития электроэнергетики с планами развития производительных сил в крае, обеспечения доступности услуг электроснабжения для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционных проекты, имеющие важное значение для развития территорий края.
2.2. Продолжить работу по модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края; в рамках деятельности государственного предприятия края «Центр развития коммунального комплекса» расширить практику строительства объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, скоординированного с интересами развития бизнеса и прогнозируемой схемой расселения населения на территории края, с применением ресурсосберегающих технологий, а также с применением форм частно-государственного партнерства.
2.3. Обеспечить формирование краевого дорожного фонда в достаточном объеме, позволяющем обеспечить содержание и развитие дорожной сети в крае, эффективное управление средствами краевого дорожного фонда с учетом решения задач развития муниципальных образований края.
2.4. Принять меры по повышению эффективности механизмов развития предпринимательства и государственной поддержки, ориентированной на развитие внутреннего рынка, дифференцированной по сферам деятельности и в территориальном разрезе; активизировать работу по развитию сети консалтинговых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края.
2.5. Организовать проведение выездных совещаний в муниципальных образованиях края по рассмотрению вопросов эффективности реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства и корректировке этих программ с участием представителей министерств: экономики края, инвестиций и инноваций края, сельского хозяйства и продовольственной политики края, глав муниципальных образований и объединений работодателей.
2.6. Совместно с кредитными организациями, действующими на территории края, провести работу, направленную на повышение доступности кредитных ресурсов для создания или развития бизнеса во всех территориях края.
2.7. Совместно с организациями высшего профессионального образования, подразделениями Российской академии наук, действующими на территории края, разработать и принять комплекс мер по привлечению и сохранению в крае перспективных научных сотрудников, осуществляющих деятельность в направлениях науки, приоритетных в контексте инновационного развития реального сектора экономики.
2.8. Рассмотреть вопросы:
о включении в федеральную целевую программу освоения Нижнего Приангарья строительства 2-го этапа развития Горевского ГОКа в части формирования транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры;
о заключении Соглашения частно-государственного партнерства между Горьевским ГОКом и Правительством края, предусматривающего совместную деятельность по строительству жилого поселка, больницы, спортивного комплекса и завершению реконструкции школы (на общую сумму 2 млрд. руб.).
2.9. Обратиться в федеральные органы государственной власти с предложением по совершенствованию земельно-имущественных отношений (в части упрощения процедур и сокращения сроков регистрации и выдачи документов).
2.10. Рассмотреть вопрос о строительстве предприятия по переработке дикоросов на юге Красноярского края.

3. Правительству края совместно с органами местного самоуправления:

3.1. Продолжить работу по совершенствованию механизмов предоставления государственной поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях упрощения процедур и повышения доступности на местах, а также работу по снижению административных барьеров.
3.2. Принять меры по выявлению незадействованных производственных площадок и мощностей с целью привлечения новых производителей на территориях муниципальных образований.
3.3. Продолжить работу по разработке и принятию документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, при этом обеспечить максимально широкое информирование заинтересованной общественности о состоянии, перспективах и условиях осуществления градостроительной деятельности в муниципальных образованиях.
3.4. Усилить работу по совершенствованию земельно-имущественных отношений, особо обратив внимание на территории активного развития бизнеса.
4. Органам местного самоуправления края:
4.1. Принять меры по повышению эффективности формирования и реализации муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе программ с привлечением софинансирования из краевого бюджета.
4.2. Усилить работу по подготовке площадок для организации производственной деятельности на территории муниципального образования.

Руководитель круглого стола,
председатель комитета по экономической политике
Законодательного Собрания края
М.Г. Васильев