На главную | VII съезд

VII съезд депутатов Красноярского края (28 октября 2014 года)

Красноярский край: вызовы нового времени

28 октября 2014 года


На VII съезде депутатов края с программным докладом «Красноярский край: вызовы нового времени» выступил председатель Законодательного Собрания Александр Усс.

По его мнению, край вступает в новый этап своего развития, и на его старте необходимо сформулировать задачи на ближайшее будущее и дать ответы на вызовы нового времени.

Давая оценку общей ситуации в крае, спикер назвал ее противоречивой. С одной стороны, «буквально на наших глазах происходит разворот федерального вектора политики на Восток, во что еще несколько лет назад, если честно, верилось с трудом. Начинает приносить свои плоды многолетняя работа по обоснованию особой роли Красноярского края в развитии не только Сибири, но и страны в целом». Утверждение о необходимости создать в центре Сибири основной плацдарм нового вектора развития страны за полтора десятка лет из утопической мечты превращается в реальность. Для всех жителей края это должно означать комплексное развитие экономики и социальной инфраструктуры, существенное улучшение качества жизни, причем не только в Красноярске, но и во всем регионе.

Край в спасении не нуждается

В то же время вызывает беспокойство непростая финансовая ситуация, сложившаяся в регионе:

«Сегодня дефицит краевого бюджета превысил 32 миллиарда рублей, а государственный долг нашего региона к 2018 году может достичь критической отметки в 110 миллиардов — это больше двух третей общей суммы доходов. Не удивительно, что в таких условиях все чаще и громче раздаются голоса: «Какая Универсиада, какой перенос столицы?! Скоро наступит финансовый крах — край спасать надо!»

Александр Усс считает, что оснований для таких крайних оценок нет. С одной стороны, перекосов в экономике края хватает, и депутатский корпус с присущей ему принципиальностью всегда обращает на них внимание, стремится к их устранению. Это и однобокая структура экономики, требующей диверсификации, и провалы ряда громких инвестиционных проектов, и удаленность от Красноярска центров принятия стратегических решений.

С другой стороны, Красноярский край входит в десятку субъектов, формирующих больше половины валового внутреннего продукта России, и по-прежнему является одним из наиболее устойчивых регионов. В целом с 2008 по 2013 год валовый региональный продукт увеличился с 738 миллиардов до 1 триллиона 260 миллиардов рублей. При этом на фоне возрастающих расходных обязательств доходы краевого бюджета изменялись мало. В числе причин таких «финансовых ножниц» — сокращение поступлений от налога на прибыль организаций в результате изменения федерального законодательства, отмена льготных таможенных пошлин на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, создание консолидированных групп налогоплательщиков.

Спикер подчеркнул: «Красноярский край не болен и в спасении не нуждается. У нас есть над чем работать и что совершенствовать. Но нет никаких оснований посыпать голову пеплом, каяться в каких-то стратегических ошибках, а тем более отказываться на фоне бюджетных проблем от тех перспектив и высоких целей, признания которых мы с таким трудом добивались. Скорее наоборот — их достижение (в частности, необходимость достойного проведения той же Универсиады) должно добавить нам аргументов в обосновании того, что финансовую ситуацию в крае надо выправлять, отдавая нашему региону адекватную часть того, что здесь зарабатывается».

Как увеличить доходную базу

Именно поэтому во главу угла следует поставить активную работу с федеральным центром.

В частности, необходимо добиваться корректировки межбюджетных отношений с целью увеличения доходной базы с расчетом на длительную перспективу.

Докладчик привел такие цифры. На 1 января 2014 года работающие на территории края предприятия сформировали кредитный портфель в сумме 634 миллиардов рублей, налоговая емкость которого по платежам в местный и краевой бюджет составляет 8–10 миллиардов. Но реально банковские учреждения приносят в край в виде налогов лишь порядка 500 миллионов, то есть почти в 20 раз меньше. Нетрудно предположить, что означал бы перевод в Красноярск, например, центрального офиса Сбербанка или ВТБ, которые кредитуют крупнейшие проекты, реализуемые в Сибири. По оценке экспертов, «красноярская прописка» ФПГ, имеющих здесь базовые предприятия, могла бы по меньшей мере удвоить краевой бюджет. Это без учета многочисленных позитивных последствий от общего оживления социально-экономической активности на сибирских территориях.

Александр Усс сказал: «Сегодня назрела необходимость именно здесь, в Сибири, и прежде всего в Красноярском крае, активно формулировать идеи и предложения, которые способны повлиять на экономическую ситуацию не только в нашем регионе, но и в стране в целом. Думаю, мы излишне скромничаем, полагая, что все патриоты России и просто мыслящие люди собрались в пределах Садового кольца. Определение так называемого сибирского вектора в качестве главного приоритета развития страны не только дает сибирякам моральное право, но и возлагает на них обязанность мыслить масштабно, предлагать механизмы того, как эту общую идею поставить на практические рельсы».

Национальные интересы

Спикер обозначил минерально-сырьевой сектор в качестве опоры сибирской и российской экономики.

Но при этом он заметил, что освоение природных ресурсов, нацеленное только на финансовый результат, зачастую проявляет свой позитивный эффект далеко за пределами края, Сибири и даже России, оставляя на Родине все более примитивные методы хозяйствования и неблагоприятные экологические последствия.

Говоря о необходимости соблюдения национальных интересов, докладчик привел такие примеры: «Сегодня лидеры нашей экономики тратят миллиарды на закупку за рубежом всего и вся (от картошки до буровых установок), вместо того чтобы вложиться в свой край, в свою страну и производить это у себя под боком... В мире есть многое, что можно купить дешевле, руководствуясь сиюминутной выгодой. Но всегда ли нужно это делать с учетом долговременных интересов? К примеру, Япония почему-то потребляет преимущественно собственный рис, хотя в соседнем Китае его себестоимость в шесть раз ниже. Нам тоже нужен такой деятельный патриотизм».

Системные льготы

Александр Усс критично отозвался о взаимодействии исполнительной власти с ФПГ и о налоговых льготах, предоставляемых крупным налогоплательщикам:

«Соглашения о социально-экономическом партнерстве нередко являются очень щадящими и недостаточно публичными. Предоставляемые льготы имеют весьма сомнительное обоснование, а за несоблюдение взятых на себя обязательств реальной ответственности никто не несет. Поэтому нам необходим, и с этим желательно не затягивать, специальный закон, который бы регламентировал порядок заключения договоров с финансово-промышленными группами, реализующими свои интересы на территории края.
В последние пять лет налоговые льготы, исчисляемые миллиардами рублей, получили нефтяники, металлурги, энергетики. Прямо скажем — не самые обездоленные отрасли. У нас спрашивают: «А что, без краевых льгот их начинания не состоялись бы?» И ничего вразумительного мы ответить не можем, потому что знаем: конечно, состоялись бы!
Я уже не говорю о таких «чудо-проектах», как фанерный завод в Сосновоборске, который остановился спустя три года после торжественного пуска. Или о предприятии «Ангара Пейпа», которое существовало только на бумаге, но при этом его учредителям в течение многих лет позволяли спокойно использовать одну из лучших лесосырьевых баз края.
Такая практика дальше терпима быть не может. Быть лояльными и сговорчивыми за счет интересов наших с вами земляков никто не имеет права. «Нам здесь жить» — этим все сказано!
Система краевых льгот должна быть именно системой — иметь долговременный, устойчивый характер, способствовать развитию преимущественно новых предприятий и отраслей (в том числе наукоемких производств, переработки), упреждать и стимулировать инвестиционные решения, а не служить лишь своего рода благодарностью за их принятие».

Менять нужно многое

Затем спикер вкратце охарактеризовал проект краевого бюджета на 2015 год.

Он отметил, что расходы на социальную сферу запланированы в сумме более 109 миллиардов рублей — около 60 процентов общего объема расходов, и призвал коллег сохранять характерный для Красноярского края высокий уровень социальной защиты населения. Но при этом следует корректировать само ее содержание с точки зрения повышения адресности и эффективности: «А то у нас порой администрирование какой-нибудь копеечной социальной выплаты обходится дороже ее самой».

Александр Усс особо отметил, что сейчас, в условиях финансовых ограничений, пришло время более активно привлекать в социальную сферу бизнес, поддерживать частную инициативу: «Там, где подходят к делу с умом и не теряя совести, здоровая конкуренция позволяет радикально улучшать качество работы и экономить бюджетные средства».

Остановившись на здравоохранении (только на модернизацию отрасли затрачено более 14 миллиардов рублей), докладчик задался вопросом, изменилась ли столь же существенно сама система оказания медицинских услуг. Добиться здесь ощутимого прогресса гораздо сложнее, чем построить здания и оснастить их современной медицинской техникой: «Менять нужно многое, и в первую очередь нести сюда новые знания, новое отношение. А для этого повышать качество образования наших специалистов, наиболее перспективных отправлять за рубеж, и не для врачебного туризма, а для полноценной подготовки. Приглашать по контрактам коллег из других регионов и клиник мирового уровня. Формировать стремление — если хотите, моду на все лучшее и современное. Утверждения типа «сами все умеем и нам здесь никого не надо!» — отражение профессиональной убогости или цинизма, за которые приходится платить здоровьем и жизнями людей. Все это в полной мере относится и к новым спортивным объектам, и к учреждениям культуры. Их строительство — не столько повод для восхищения шириной коридоров и высотой потолков, сколько основание для постановки качественно иных целей, которые теперь должны быть нам по плечу».

Градообразующий вуз

Александр Усс охарактеризовал как успешный эксперимент по созданию Сибирского федерального университета.

Спикер отметил, что существование нашего вуза «оценивается как угроза развитию ряда городов Восточной Сибири, из которых в Красноярск теперь уезжает самая амбициозная молодежь. Так, в этом году в СФУ поступило 75% потенциального набора одного из старейших вузов Сибири — Иркутского госуниверситета. Но это во многом следствие внешней привлекательности, которую необходимо постоянно подкреплять содержанием. А здесь все далеко не так, как нам бы хотелось. Всем, и в особенности руководству города Красноярска, следовало бы занимать в этом вопросе максимально активную позицию. Тот же СФУ вместе с другими вузами даже по численности сотрудников и студентов является сегодня в Красноярске главной градообразующей структурой. Она формирует не только знания, но и финансовые потоки, спрос на потребительские услуги, определяет образ нашего будущего».

Региональная идентичность

Александр Усс затронул еще одну тему, которая становится все более актуальной в связи с претензиями Красноярского края на особую федеральную и даже международную значимость.

Речь идет о так называемой региональной идентичности, внешнем облике наших городов и районов, и прежде всего краевой столицы: «Возьмем то, что сегодня называется парком имени Горького в Красноярске. Туда с гостями города лучше не заходить — стыдно. На главную набережную Енисея — тоже нежелательно».

В то же время в сфере культуры края есть и положительные примеры: фестиваль этнической музыки «Мир Сибири» в Шушенском стал ярким и притягательным явлением российского масштаба, назаровцы выступили с идеей кинофестиваля в память о своей землячке — актрисе Марине Ладыниной, а теплый домашний праздник «Енисейская уха» становится визитной карточкой всего края.

Недостаток предсказуемости

Затем докладчик остановился на отдельных аспектах организации работы власти:

«Управленческая машина в крае в целом отлажена, и отдельные сбои в ней должны вызывать не растерянность или переполох, а естественное желание навести порядок во всем механизме власти. Недостаток предсказуемости, последовательного движения к заранее намеченным целям — к сожалению, характерная черта сегодняшней управленческой практики». Необходима стратегия социально-экономического развития края и планы развития административно-территориальных образований — для того, чтобы организация жизни на местах «имела внятные перспективы, а не зависела исключительно от приезда очередного начальника, который, будучи в плохом или хорошем настроении, решит, что строить, а что сносить».

Важным и явно неоднозначным процессом является последовательное перемещение рычагов организации местной жизни на верхние этажи краевой управленческой машины. Сегодня города и районы края фактически не имеют самостоятельных полномочий в сфере образования, здравоохранения, а теперь уже и социальной защиты. Многие территория края «якобы по своей инициативе» просят заменить нормативные налоговые отчисления дотациями из краевого бюджета. Таким образом, вместо декларируемого укрепления основ местного самоуправления процесс развивается с точностью до наоборот.

Почему все это происходит? Спикер дает такой ответ: «Может быть, представители краевой власти считают, что они знают положение дел на местах лучше, чем те, кто там живет. Что в районах компетентных и честных людей не осталось. Лично я в этом сильно сомневаюсь. И недавняя история с КРЭКом, где краевые менеджеры показали свои «таланты» во всем их многообразии, дает достаточные основания для таких сомнений. В свое время так же, без какого-либо серьезного осмысления, в крае практически повсеместно был внедрен так называемый «двуглавый» механизм руководства муниципалитетами. Результат известен — отрабатываем назад. Не хотелось бы повторять этот путь и в деле перераспределения полномочий».

Эффективность дел власти

По мнению председателя Законодательного Собрания края, эффективность дел власти далеко не всегда определяется имеющимися финансовыми возможностями:

«Мы живем во времена, когда деньги перестали быть решающим фактором успеха. Сколько их выброшено на примитивные, но недешевые проекты муниципального жилья, дороги, которые проваливаются через месяц после окончания ремонта, и многое другое, что делается без ума и без души — как не для себя. Изменилось время, изменились люди. Они видят, что происходит вокруг, бывали в других городах и странах, у них появился запрос на новое качество жизни. У них есть интересные предложения и проекты, которые заслуживают внимания и поддержки. Нам нужна системность решений, прорывные идеи, передовые управленческие технологии. Нужна «перезагрузка» сознания — инициативность, открытость мышления, здоровый максимализм и ответственность».

Фундамент свершений

В завершение своего выступления Александр Усс напомнил собравшимся, что съезд проводится в преддверии 80-летия со дня образования Красноярского края:

«Многие поколения наших земляков обустраивали эту суровую и прекрасную землю. Строили деревни и города, растили хлеб и возводили промышленные гиганты, изучали космос и осваивали арктические широты, создавали величайшие произведения искусства и защищали Родину. В нашей истории мы черпаем созидательную энергию, силы и уверенность для настоящего и будущего.
Красноярский край сегодня — это опорный регион России. Фундаментом наших больших и малых свершений всегда был основательный, сибирский подход к делу. Умение мыслить широко, по-государственному, заглядывать за горизонт, но не терять под ногами почву. Быть требовательными к себе и окружающим, в самых сложных ситуациях не паниковать, а упорно идти к намеченным целям».

Пресс-релиз № 302 (7405)