На главную | VII съезд

VII съезд депутатов Красноярского края (28 октября 2014 года)

Бюджет — инструмент улучшения жизни

28 октября 2014 года


В рамках второго пленарного заседания VII съезда депутатов начались публичные слушания по вопросу «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016—2017 годов».

Мероприятие открыл председатель Законодательного Собрания края Александр Усс, который предложил собравшимся обсудить перспективы бюджетной политики края на ближайший период. Спикер также отметил, что прошедшие в ходе съезда тематические круглые столы выдали серьезные предложения, которые легли в основу проекта резолюции съезда. Этот документ будет утвержден на сессии Законодательного Собрания края в ноябре. Александр Усс подчеркнул, что резолюции депутатских съездов — «это важный, практически значимый документ, по которому мы сверяем свои дела». Достаточно сказать, что недавно исполнительная власть края представила документ объемом более ста страниц, в котором обобщены итоги выполнения резолюции VI съезда депутатов края.

Два варианта развития

Вначале выступил первый заместитель Губернатора — председатель Правительства края Виктор Томенко. Он рассказал о прогнозе социально-экономического развития края на 2015 год и плановый период 2016—2017 годов.

«Хочу отметить, что, конечно, деятельность власти значительно выходит за рамки бюджетного процесса, и не все показатели, над улучшением которых мы работаем, не все вопросы, о которых мы говорили на съезде в первой половине дня, можно с ходу включить в проект бюджета, — сказал он. — Мы с вами стараемся сделать все, чтобы жизнь в крае становилась лучше, а бюджет — это лишь инструмент, в котором все эти усилия в конечном итоге отражаются».

Для края значимыми являются внешние условия: курс доллара, цены на продукцию, таможенные пошлины и другое. Не менее важными для прогноза являются иные сценарные условия — это и темп инфляции, и тарифы монополий, и многое другое. Исходя из всех этих условий и оценены экономические и финансовые возможности края на ближайшие три года.

Как явствует из пакета материалов к законопроекту о краевом бюджете, прогноз СЭР на трехлетний период разработан в двух вариантах, которые различаются динамикой цен на нефть, цветные и драгоценные металлы, курсом доллара, а также уровнем инвестиционной активности.

Первый вариант прогноза отражает развитие экономики в условиях замедления внутреннего спроса и выраженного ослабления курса рубля. Вариант предполагает снижение цен на нефть марки «Ural’s» с 104 долларов США за баррель в 2014 году до 91 доллара США за баррель в 2015 году. Вероятность снижения цен на нефть обусловлена замедлением роста мировой экономики. Данный вариант также предполагает более низкий внешний спрос на продукцию регионального сырьевого экспорта, в частности на металлургическую. С учетом сильной зависимости краевой экономики от мировой конъюнктуры этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски наполняемости регионального бюджета.

В качестве основного, или базового, варианта для разработки параметров краевого бюджета на 2015—2017 годы выбран второй вариант прогноза, соответствующий базовому варианту, принятому для формирования федерального бюджета. Этот прогноз рассматривает развитие экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций со стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России. Санкции, введенные Россией на импорт продовольственных продуктов, прекратят действие в августе 2015 года. С 2015 года будут постепенно отменяться санкции в отношении российских компаний. При этом в 2014—2015 годах будут сохраняться геополитические риски, что определяет высокие премии за риск и низкие возможности осуществления займов на внешних рынках в этот период. В 2016—2017 годах ожидается восстановление доступа компаний на мировые рынки капитала.

Инвестиционные проекты

Несмотря на то, что в первом полугодии 2014 года зафиксированы положительные тенденции во всех основных видах промышленной деятельности, по итогам периода ожидается замедление положительной динамики валового регионального продукта до 1,4% в результате замедления темпов роста промышленного производства.

В металлургическом производстве в 2015—2017 годах планируется выход на проектную мощность первой очереди в объеме первичного алюминия ЗАО «Богучанский алюминиевый завод». В электроэнергетике не позднее начала 2015 года планируется ввод в эксплуатацию всех девяти гидроагрегатов ОАО «Богучанская ГЭС». В 2016 году гидроэлектростанция выйдет на проектную мощность. В 2015 году планируется ввод третьего энергоблока Березовской ГРЭС мощностью 800 МВт, при этом мощность электростанции возрастет до 2400 МВт. В сфере обработки древесины и производства изделий из дерева в 2014 году состоялся ввод производственных мощностей по выпуску пиломатериалов ООО «Сиблес-Проект» и ЗАО «Краслесинвест», реализующих приоритетные инвестиционные проекты, в 2015—2017 годах планируется выход этих предприятий на проектные показатели.

Кроме того, в крае продолжается освоение нефтегазовых месторождений ванкорской группы и юга Эвенкии (освоение Куюмбинского и Юрубчено-Тахомского месторождений), строительство нефтепровода Куюмба — Тайшет, а также реализация целевой инвестиционной программы по закрытию никелевого завода с одновременным запуском комплексной программы технического перевооружения Норильской промышленной площадки. В золотодобыче ЗАО «Полюс» продолжит развитие производства в рамках проектов освоения месторождения «Благодатное».

Вместе с тем в крае будет происходить плавное усиление роли сферы торговли и услуг (коммунальных, социальных, персональных услуг, услуг государственного и финансового секторов, отраслей социальной сферы). В 2015—2017 годах ожидается восстановление более высоких темпов экономического роста после ожидаемого замедления в 2014 году, при этом индекс физического объема ВРП в условиях закрытия никелевого завода ОАО «ГМК «Норильский никель» в 2016 году снизится.

В связи с приближающимся окончанием реализации первого этапа проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» и снижением объема инвестиций в освоение Ванкорского месторождения прогноз инвестиций в основной капитал на плановый период 2015—2017 годов в целом характеризуется отрицательной динамикой.

Сохранение мер социальной поддержки

«Особенно важно сохранение мер социальной поддержки населения в крае. Их можно назвать исключительными и выдающимися. Только прямая поддержка населения составит в 2015 году 22 млрд рублей, — подчеркнул Виктор Томенко. — Понятно, что все проблемы сразу решить невозможно, но по целому ряду направлений мы движемся вперед. Если мы продолжим создавать благоприятную социально-экономическую среду и бизнес захочет вкладываться в наш край, то люди будут хотеть в нем жить».

«Бюджет края подробно проработан и практически готов к принятию», — завершил свое выступление Виктор Томенко.

На основе госпрограмм

После этого слово было предоставлено министру финансов края Владимиру Бахарю. Он рассказал о параметрах бюджета, охарактеризовал основные направления бюджетной и налоговой политики.

Владимир Викторович сообщил, что проект закона сформирован на основе утвержденных региональным правительством 21 государственной (из них одна новая) и восьми отраслевых программ. Целями законопроекта являются снижение размера дефицита бюджета; обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы края; повышение эффективности финансовой политики, а также прозрачности и открытости бюджетного процесса.

В рамках бюджетной трехлетки предполагается индексация расходов на оплату труда гражданских служащих и работников бюджетной сферы края (с 1 октября 2015 года — на 5%); стипендиального фонда для обучающихся в краевых учебных заведениях (с 1 сентября 2015 года — на 5%); на коммунальные услуги для населения (с 1 июля 2015 года — на 6%) и для бюджетных учреждений (на 6,2 %). Другими важными направлениями остаются реализация указов президента России и сохранение объемов финансовой поддержки муниципальных образований.

В проекте закона также заложены:

  • оптимизация численности гражданских служащих;
  • открытие в 2015 году Центра социальных выплат Красноярского края;
  • реализация вновь утверждаемой государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края»;
  • средства на строительство объектов XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске в 2015 году в сумме 1,1 млрд рублей, в 2016 году в сумме 1 млрд рублей, в 2017 году в сумме 1,5 млрд рублей.

Поддержка «детей войны»

Средства дорожного фонда края в 2015 году составят 10,4 млрд, в 2016 году — 10,9 млрд, в 2017 году— 11,6 млрд рублей.

Эти ассигнования позволят обеспечить сохранность сети автомобильных дорог края, продолжить работы по содержанию автозимников, ликвидировать опасные участки, установить технические средства организации дорожного движения. В рамках данного направления также планируется дальнейшая реконструкция автодороги Красноярск — Железногорск, что позволит повысить безопасность и комфорт проезда транспорта. Кроме того, продолжится строительство четвертого моста через Енисей в Красноярске.

Есть особенности расходной части и в социальной сфере. Так, на введение дополнительных мест в детских садах в 2015—2017 годах будет направлено по 770 млн рублей ежегодно. Главный финансовый документ края учитывает также расходы на «детей войны». Как говорится в тексте законопроекта, на соцподдержку детей защитников Отечества, погибших в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., каждый год будет направляться по 217 млн рублей. Кроме того, около 262 млн рублей предполагается израсходовать на мероприятия по подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. А на реализацию мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в 2015 году будет направлено 8,7 млн рублей, почти столько же — в 2016 и в 2017 годах.

В целом основные параметры бюджета на 2015 год выглядят следующим образом:

  • доходы составят 166 млрд рублей;
  • расходы будут равны почти 184 млрд рублей;
  • дефицит образуется в размере около 18 млрд рублей.

Поиск компромиссов

«Проблемы, связанные с обеспечением сбалансированности бюджета, поднимаются не первый раз, — отметил Владимир Бахарь. — В этом смысле бюджет на 2015 год и последующий период проходит в непростых условиях. Основная цель — обеспечение устойчивости и эффективное исполнение принятых обязательств. Перед нами стоит задача снижения размера дефицита краевого бюджета и темпов роста государственного долга. Внутренние резервы у нас есть, и где-то они достаточно большие. Например, в детских дошкольных образовательных учреждениях существует неравномерная нагрузка на одного работника. В разных муниципалитетах приходится от одного до четырех сотрудников на одного учащегося».

«По уровню открытости бюджета мы находимся на втором месте в России, и эта работа продолжится, — сказал министр. — Наша задача — донести колоссальный вклад края в бюджетную систему страны и попытаться изменить подходы к формированию региональных бюджетов.

Говоря о социальной сфере, Владимир Бахарь, в частности, сказал: «На выполнение указов президента будет направлено около 40 млрд рублей в следующем году. Проект краевого бюджета не предусматривает индексацию публичных нормативных обязательств. Расходы на реализацию программ, связанных с повышением качества жизни, составляют 65 процентов бюджета (это 13 программ). Средства на сдерживание оплаты услуг ЖКХ получат более 700 тысяч льготников».

По поводу дефицита бюджета было сказано следующее: «В следующем году нам надо будет занять около 30 млрд рублей. Управлять госдолгом становится непросто. Ситуация усугубляется нестабильными экономическими процессами. Мы это должны учитывать и изменить вектор бюджетной политики».

«В 2015 году серьезных изменений в бюджетных отношениях между краем и муниципалитетами не предвидится, — подчеркнул министр. — Но на федеральном уровне предполагается реформа местного самоуправления. Пока принято решение не перераспределять полномочия. Необходимо определить вопросы местного значения и средства на их осуществление. Также нужно будет проверить численность муниципальных служащих. И третье — внести изменения в муниципальные правовые акты».

«Сложная ситуация с исполнением бюджета требует повышения финансовой и бюджетной дисциплины. Мы должны утвердить перечень мероприятий на 2015 год. Бюджет — это поиск компромиссов; надеюсь, что мы услышим друг друга и найдем консенсус», — завершил свое выступление Владимир Бахарь.

Полоса нестабильности

Затем перед участниками съезда выступил заместитель председателя Счетной палаты края Виктор Астраханцев.

Он сказал, что социально-экономическая политика, проводимая органами исполнительной и законодательной власти в последнее время, нашла свое отражение в структуре и программах бюджета (это в том числе минимизация дефицита бюджета и сохранение инициативных обязательств). В то же время ситуация в экономике края остается неоднозначной.

«Мир вошел в очередную полосу нестабильности, — заявил Виктор Сергеевич. — Даже синоптики не дают прогноз на долгосрочную перспективу. И так же, как с погодой, все работает на коротком плече».

Как объяснил заместитель председателя Счетной палаты, на экономику воздействуют разные факторы. Среди них — инфляционные процессы, колебания курса рубля, нестабильность цен на минерально-сырьевые ресурсы, экономические санкции и многое другое. Все это так или иначе фигурирует в прогнозе социально-экономического развития России, на базе которого составлен прогноз СЭР края, но не оценены риски этих явлений. Как результат, встает необходимость разработки запасного варианта бюджета, чтобы в случае негативных сценариев понять, от каких расходов придется отказаться в первую очередь.

«Уровень инфляции уже превышает значение, заложенное в прогнозе СЭР по итогам 2014 года», — заметил Виктор Астраханцев.

В этих условиях растут цены на продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, а государство «ориентировано на повышение налоговой нагрузки». В числе операционных рисков видится изменение федерального законодательства. Таким образом, прогноз СЭР не учитывает новых вызовов.

«Подготовка прогноза должна учитывать стратегию социально-экономического развития, которая до сих пор не утверждена», — указал Виктор Сергеевич.

Среди других проблем он назвал качество администрирования бюджета, множественность финансовых потоков, «серые схемы» работы некоторых коммерческих организаций и другое.

«В целом же бюджетное послание является достаточно консервативным, традиционным», — подытожил свое выступление Виктор Астраханцев.

Нелегкий труд селян

Следующим взял слово заместитель председателя правительства — министр сельского хозяйства края Леонид Шорохов.

Он начал выступление с итогов круглого стола, проходившего в рамках съезда, на котором обсуждались проблемы социально-экономического развития сельских территорий. Главное предложение участников этой площадки — внести изменения в основные направления бюджетной политики, включив в них устойчивое развитие села.

«Развитие села требует новых подходов», — сказал Леонид Николаевич и напомнил собравшимся о суммах, заложенных в новом бюджете на поддержку АПК. В 2015 году планируется выделить порядка 4,6 млрд рублей. Но есть надежда, что эта цифра не окончательная, поскольку на федеральном уровне прошло совещание, на котором было решено выделить краю дополнительно 150 миллионов рублей.

По словам Леонида Шорохова, край многое делает для привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Например, начали реализовываться крупные проекты по развитию свиноводства. Другое важное направление аграрной политики — развитие малых форм хозяйствования.

В конце своего выступления Леонид Николаевич обратился к представителям муниципалитетов и попросил поблагодарить сельчан за нелегкий труд, а также за то, что осенью этого года аграриям, несмотря ни на что, удалось собрать достойный урожай.

Движение навстречу

После этого на трибуну съезда была приглашена председатель комитета по образованию, культуре и спорту краевого парламента Людмила Магомедова.

«Предшествующие годы были непростыми, но несмотря на сложности, экономика края показывает стабильный и устойчивый рост», — начала свой доклад Людмила Васильевна.

Камнем преткновения успешного развития депутат назвала несправедливое распределение финансов, которые зарабатывает наш регион. По словам народного избранника, необходимо добиваться возврата средств от Федерации, менять межбюджетные отношения.

Кроме того, Людмила Васильевна обратила внимание коллег на то, что до сих пор в крае не принята стратегия социально-экономического развития. Вместе с тем 28 июня этого года Президент России Владимир Путин подписал закон о стратегическом планировании, в котором каждому субъекту Федерации предписано иметь стратегию развития на ближайшие 12 лет.

Но и помимо стратегических вещей существует масса других проблем. «Текущее планирование оставляет желать лучшего», — заметила Людмила Магомедова.

В частности, речь шла о последней корректировке бюджета на 2014 год, в которой можно было проследить несоблюдение принципа преемственности, отсутствие понятных правил для муниципальных органов власти. Депутат доказала это на ряде конкретных примеров, где сперва закладывались расходы на строительство определенного социального объекта, а потом от них отказывались.

«Подобное отношение не позволяет поддерживать доверие, а если уровень доверия снижается, снижается и эффективность управления», — резюмировала Людмила Васильевна.

Депутат также наметила ряд других проблем — это непрофильные активы учреждений профессионального образования, подготовка кадров для бюджетной сферы, обеспечение жильем детей-сирот, повышение зарплаты тем бюджетникам, о которых не говорится в майских указах президента, состояние сельских клубов и многое другое.

В то же время Людмила Васильевна признала, что есть и положительные результаты. Это завершение строительства футбольного манежа в Красноярске и реконструкции драмтеатра имени Пушкина, победы олимпийцев в Сочи, высокие оценки в культуре. Все это стало возможно в том числе благодаря совместной работе Законодательного Собрания, исполнительной власти и органов местного самоуправления.

«От лица комитета хочу сказать, что депутаты готовы и дальше работать вместе и разделять ответственность за принимаемые решения — при условии движения навстречу», — завершила доклад Людмила Васильевна.

Оценка целесообразности

Перед участниками слушаний выступил глава Дзержинского района Дмитрий Ашаев.

В начале своего доклада он затронул тему перераспределения полномочий. «От сельских поселений забирают на муниципальный уровень района массу полномочий, — посетовал Дмитрий Николаевич. — Но до сих пор не дана оценка целесообразности передачи полномочий с уровня поселений на районный уровень, по каждому полномочию в отдельности».

Этот вопрос, по словам главы района, вызывает массу споров. Ряд полномочий предлагается оставить на уровне поселений, так как их передача на уровень района повлечет за собой значительные затраты для консолидированного бюджета района. Другой ряд полномочий при передаче их в район повлечет неудобства для жителей. Например, абсурдно передавать на уровень района полномочия по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения.

«Людям неважно, кто отвечает за дороги или за освещение — район или поселение, важно, чтобы дороги чистились и свет горел, — заявил Дмитрий Ашаев. — Но присутствует риск, что при передаче полномочий наши поселения останутся в виде «свадебных генералов», и это также повлечет отрицательные последствия».

Глава района предложил создать на уровне края рабочую группу, которая оценит целесообразность и эффективность исполнения каждого передаваемого полномочия на уровне поселения и района. И только после ее работы следует разработать краевой закон, предусмотренный федеральными нормами.

Кроме того, Дмитрий Николаевич затронул тему финансирования местного самоуправления и предложил пересмотреть методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

«Необходимо изменить нормативы распределения налогов между поселениями и районом», — заявил глава территории.

Ремонт станет в копеечку

Затем взял слово председатель комитета по здравоохранению и социальной политике Юрий Данильченко.

Не испытывая иллюзий по отношению к проекту бюджета, он назвал его сложным. Прежде всего? депутата не устроило недофинансирование отрасли медицины почти на два миллиарда рублей. Среди основных проблем Юрий Михайлович назвал неудовлетворительное состояние ряда учреждений здравоохранения. Он акцентировал внимание коллег на том, что, если не провести капитальный ремонт в ближайшее время, через годы он станет в копеечку. Кроме того, недостаточно выделено финансов для специализированной медицинской помощи. Не нашла отражения в бюджете и программа по обмену опыта с иностранными специалистами, хотя это было прописано в постановлении Законодательного Собрания.

Среди других проблем — неэффективное расходование средств, простаивание дорогостоящего медицинского оборудования, кадровый голод, неудовлетворительное состояние здравоохранения на селе. Отдельно Юрий Данильченко остановился на теме медицинской помощи в госпитале ветеранов Великой Отечественной войны. По словам депутата, к ним нельзя применять стандартные подходы. «Из-за отсутствия расходных материалов медработники вынуждены делать старикам полостные операции, которые тяжело переносятся», — сказал Юрий Михайлович.

В заключение народный избранник заявил: несмотря ни на что, нужно стремиться, чтобы здравоохранение было эффективным для пациентов, и вкладывать в эту отрасль необходимые средства.

Цена вопроса

Следующим выступающим была председатель Совета депутатов Шарыпово Анна Асанова. Она затронула тему межбюджетных отношений в крае.

«Принятие краевого закона стало важным событием, которое резко подняло значимость муниципальных образований и ответственность их руководителей за положение дел на местах, — считает Анна Петровна. — Это первый закон, в котором заложен системный подход по решению важнейших вопросов экономики края. Он дал новый толчок развитию местного самоуправления».

Но при всех плюсах, которые привнес закон в межбюджетные отношения, председатель Совета депутатов обозначила ряд проблем, вытекающих из него. Во-первых, при планировании бюджета на очередной год становится трудно определить суммы резерва, чтобы иметь возможность софинансировать субсидии, которые на конкурсной основе распределяются из краевого бюджета в течение года. Органы местного самоуправления иногда попадают в затруднительную ситуацию, когда выясняется, что муниципалитет победил в конкурсе и может получить деньги на ремонт, приобретение оборудования или другой проект, но при этом должен обеспечить софинансирование этих субсидий в размере десяти, а иногда и двадцати процентов (и это может быть не один миллион рублей).

Во-вторых, актуальной для многих районов остается «проблема центральных усадеб», в которых наблюдается очень высокая бюджетная обеспеченность. Районный бюджет и бюджеты остальных поселений испытывают значительный дефицит, в то время как обеспеченное поселение может ни в чем себе не отказывать.

«Пользуясь случаем, также хочу отметить проблему взаимодействия органов местного самоуправления и надзорных органов, — сказала Анна Петровна. — Часто вложение бюджетных средств на соблюдение предписаний, выданных надзорными органами, является нецелесообразными. Например, при проектировании муниципальной средней школы №8 города Шарыпово был предусмотрен стоматологический кабинет, который никогда не функционировал с момента открытия школы. Но надзорные органы выписали предписание и обратились в судебные органы по его исполнению. Цена вопроса составляет более одного миллиона рублей. При этом по новым санитарно-эпидемиологическим требованиям указанный кабинет не требуется. Кроме того, в радиусе 500 метров от школы расположена стоматологическая поликлиника».

Ростки передового опыта

Затем на трибуну был приглашен глава Красноярска Эдхам Акбулатов.

Говоря о краевом бюджете, он согласился с тезисами выступавших, но заметил, что к тексту законопроекта всегда можно найти критические замечания.

«Бюджет на 2015 год более сбалансирован в отличие от бюджета на текущий год», — дал свою оценку Эдхам Шукриевич, после чего провел параллель между главным финансовым документом края и бюджетом Красноярска.

По словам мэра, экономика нашего региона «чувствует себя лучше, чем российская». В качестве аргументов он привел показатели социально-экономического развития и напомнил, что все социальные обязательства в крае сохранились.

Эдхам Акбулатов рассказал о принимаемых решениях в городе по проблемам дошкольного и школьного образования, о практике отсроченных платежей за осуществление подрядов, о привлечении банковских гарантий, о повышении эффективности расходов.

В качестве предложения прозвучала идея проводить публичные слушания по вопросу о краевом бюджете совместно с рассмотрением консолидированного бюджета региона. По словам градоначальника, это необходимо, чтобы можно было обсуждать «ростки передового опыта».

Ощущение дежавю

Завершило публичные слушания выступление председателя комитета по бюджету и экономической политике Андрея Самохина.

Он иронично заметил, что снижение курса рубля, ухудшение показателей уровня жизни населения, непростые макроэкономические условия и прочие факторы — все это кочует в материалах исполнительной власти из года в год, так что складывается некое ощущение дежавю. Ни одна из территорий не профинансирована в полном объеме — даже внешне относительно благополучные Красноярск и Норильск. И в этих условиях депутатам предстоит принять решение о том, станет ли предложенный законопроект главным финансовом документом на ближайшие годы.

«Каждый раз мы слышим, что бюджет напряженный, — сказал Андрей Николаевич. — Но по-прежнему в нем содержатся инициативные расходы, сохраняется вероятность недофинансирования отраслей ЖКХ, здравоохранения, дорожного хозяйства. Даже в заключении Счетной палаты предлагается учесть пожелания правительству, которые были высказаны по поводу бюджета на 2014 год. Просто потому, чтобы не переписывать их заново».

Вместе с тем депутат считает, что альтернативы новому бюджету нет и его необходимо принимать.

Пресс-релиз № 304 (7407)