На главную | VII съезд

VII съезд депутатов Красноярского края (28 октября 2014 года)

Выступление Губернатора Красноярского края Виктора Толоконского на пленарном заседании

28 октября 2014 года


Уважаемые коллеги, я хочу поприветствовать всех тех, кто сегодня принимает участие в VII Съезде депутатов Красноярского края. Хочу подчеркнуть важность и большое значение традиции, когда вместе собираются депутаты разного уровня. Это позволяет обсуждать проблемы, с которыми каждый сталкивается в своей работе, делиться опытом, обмениваться идеями. Ведь именно вы, депутаты Законодательного Собрания края, а также местных органов власти, принимаете основные программы и бюджеты, как основу развития любой территории. Поэтому, чем эффективнее у нас взаимодействие, чем качественнее обсуждение стоящих перед нами задач, тем активнее мы будем развиваться и быстрее принимать нужные решения.

Также хочу поблагодарить всех депутатов, поскольку в многочисленных поездках по краю я слышал от вас конкретные предложения, и я чувствовал полноценную готовность, заинтересованность совместно решать все стоящие перед нами задачи. Ваша позиция давала мне большую поддержку во время выборов и дает уверенность в том, чтобы сегодня формировать новые планы развития. Я уверен, что мы вместе их реализуем.

Уже говорили сегодня с этой трибуны, что Красноярский край обладает уникальной и мощнейшей экономикой, но при этом имеет немало проблем в развитии. Совершенно очевидно, что уровень модернизации инфраструктуры недостаточен для того, чтобы край уверенно развивался и дальше. Надо понимать, что качество жизни красноярцев в целом не соответствует мощному производственно-экономическому потенциалу, который мы имеем. Здесь очень важно правильно и точно понимать диалектику развития. С одной стороны, нельзя развить инфраструктуру и повысить качество жизни без развития и повышения эффективности экономики. Но одновременно, те ограничения, которые мы сегодня испытываем в инфраструктуре, могут сдерживать развитие экономики, потому что где-то мы получаем естественные ограничения — транспортные, энергетические, коммуникационные, где-то мы теряем социальную привлекательность, а без людей, без молодого поколения не может быть никакого развития. Следовательно, мы должны одновременно в очень точном взаимодействии развивать производительные силы и экономику, а также модернизировать инфраструктуру и повышать качество жизни. Здесь нельзя чем-то пренебречь. Здесь непозволительно сказать: «Мы немножко подождем с качеством жизни, вот экономика укрепиться, возрастут доходы бюджета, вот тогда мы и пойдем вперед». Такого не дано. Развиваться придется одновременно. Из этого следует, что рост экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы населения, увеличение налоговой отдачи — это те базовые задачи, которые органы власти должны ставить перед собой и эффективно решать в самое ближайшее время.

Перспективы здесь у нас неплохие. В ближайшее время мы получим положительную динамику роста практически во всех производственных сферах, у нас строятся крупные промышленно-производственные комплексы. Но мы должны понимать, что потенциал сильной экономики Красноярского края используется совершенно недостаточно. Мы должны сегодня очень основательно реализовать подход к развитию глубокой переработки тех ресурсов, которыми край обладает. Термин «переработка» относится ко всем отраслям материального производства. Мы должны качественнее перерабатывать сырье и ресурсы, которые мы добываем. Мы должны развивать производство продукции в наших базовых отраслях. У нас крайне низкий уровень переработки леса, у нас недостаточна переработка сельхозпродукции, которую мы производим. При этом надо понимать, что, не нанося ущерб природе за счет более глубокой переработки, мы получаем качественные рабочие места, доходы населения, налоговую отдачу. Другого пути здесь не дано. Заниматься этим нужно будет более акцентированно. Термин «переработка» будет в основе всех стратегий и планов экономического развития.

У нас должны энергично и масштабно решаться задачи развития высокотехнологичных производств. Совершенно неправильно воспринимать экономику края как исключительно сырьевую. Красноярский край исторически обладает современным и высокотехнологичным комплексом. И решать задачи развития этих отраслей — значит быстрее всего повышать инвестиционную привлекательность края. Именно в эти отрасли пойдут основные инвестиционные отечественные и зарубежные ресурсы. Именно эти отрасли будут привлекательны для новых поколений, которым нужны современные информационные системы, интеллектуальные отрасли. Поэтому структурное обновление, усиление высокотехнологичного комплекса красноярской промышленности — это также базовая и первоочередная задача.

Мы должны понимать, что не может быть эффективного развития и социального прогресса, если мы будем уповать только на новые рабочие места в сфере материального производства. Мы должны учитывать и развивать занятость в науке, образовании, современных социальных отраслях. Тенденция современного развития — это серьезное увеличение доли людей, занятых именно в этих отраслях. Они становятся не меньшей производительной силой, чем горнодобывающая или металлургическая отрасли. И этим тоже необходимо заниматься. Главное, чтобы все имели большой выбор работы. Чтобы занятость была эффективной и давала доход и большую налоговую отдачу.

Конечно, мы не можем в развитии экономики решать задачи развития производительности края, не предусматривая и не учитывая задачи совершенствования межбюджетных отношений. Не может быть так, что мы развиваем, а отдача идет мимо края. Здесь есть резервы, хотя не убежден, что они позволят нам удвоить доходы бюджета, все-таки они менее емкие по росту доходов. Но они есть, и этим Правительство края будет очень энергично заниматься.

Но есть и новые расстановки, которые мы должны на федеральном уровне по-новому отработать. Все же федеральный центр должен правильно учитывать, что экономика Красноярского края — это экономика с высочайшим рентным доходом, и он сто процентов регистрируется в федеральном бюджете. Край практически не получает налог на добычу полезных ископаемых, а это дает огромную ренту. Экономика края имеет высочайшую долю экспорта, а это таможенные пошлины, это тоже тот доход, который является исключительно доходом федерального бюджета. При этом край, чтобы давать его федеральному бюджету, должен нести дополнительную нагрузку на транспортную доступность, на строительство инфраструктуры. Мы должны сделать так, чтобы у Красноярского края и подобных территорий было больше стимулов к развитию таких отраслей экономики и таких отраслей промышленности. И здесь есть возможность и целевого возврата части НДПИ, и необходимость учитывать в специальных трансфертах наши промышленные расходы, наше инфраструктурное и социальное развитие удаленных территорий. Поэтому это также в наших документах фиксируется, как базовая задача Правительства и всех органов власти.

Не углубляясь дальше в задачи производительности сил, я могу сказать, что мы будем добывать природный газ, мы будем серьезно наращивать добычу нефти. И Красноярский край станет одной из основных провинций с очень серьезным потенциалом развития и роста.

Хочу здесь только сформулировать целый ряд уже управленческих задач, которые Правительству края совместно с депутатами предстоит решить буквально в ближайшие дни, максимум недели. Многие документы, о которых я сейчас скажу, уже находятся в разработке у Правительства и Администрации Губернатора края.

Первое. Нам необходимо сформировать обновленную стратегию развития Красноярского края. Основа такого стратегического документа в регионе есть, однако она требует уточнения приоритетов и векторов развития. Без стратегии в тактике мы будем постоянно ошибаться. А мы не имеем права делать то, что навредит будущему развитию региона, что будет сдерживать развитие уже завтра. Вот для чего нужен этот документ.

Второе. Нам необходим эффективный и реалистичный план социально-экономического развития каждой территории Красноярского края. Повторяю, каждой. При этом это не должен быть набор «хотелок». Нужно начать с создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в каждом районе. Не будет эффективным социальное развитие, если не будет развития экономики и производственной деятельности. Нам нужно правильно понять потенциал роста экономической деятельности каждой территории и для этого создать все необходимые социальные инфраструктурные условия. Самое страшное — это жить в условиях неопределенности, когда жители, а среди них и молодежь, говорят, что они не знают, что будет в их поселке через пять или десять лет. Поэтому не нужно умничать, необходимо просто грамотно оценить обстановку. Например, здесь создать фермы, здесь заняться переработкой леса, здесь освоить строительно-ремонтную деятельность и так далее. Есть масса вариантов для наращивания уровня занятости населения. Я попрошу и председателя Правительства, и руководителя Администрации Губернатора края подготовить все необходимые организационные и методические материалы, чтобы эта работа была выполнена.

Также мы подготовим целый ряд законодательных и нормативных актов об усилении стимулов для инвестиционных процессов, для развития всех видов бизнеса, для роста предпринимательской активности. Считаю это очень важным пунктом, и хотя такие документы есть, но я не могу считать их сегодня эффективными для будущего развития и роста. Стимулы должны быть сильнее. Вы хорошо понимаете, что Россия находится в таком состоянии, что у нас нет достаточных инвестиционных ресурсов. Слабая экономика, невысокие доходы населения, малые сбережения. Одних природных богатств недостаточно, чтобы инвестиции пришли, нужны стимулы. Да, некоторые законы при принятии решений о предоставлении налоговых льгот предприятиям были неубедительны. Хотя здесь нужно оценивать именно то время, когда такие решения принимались, учитывать ту обстановку. В целом, я убежден, что стимулы должны носить несколько иной характер. Если говорить о налоговых режимах, то они не должны основываться на юридическом лице, они должны быть обращены к новым производственным фондам. Котируется не компания, а прирастающие производственные формы. Построен цех, построена новая линия, созданы новые рабочие места — значит, есть льгота. Мы обязательно реализуем идею территорий опережающего развития, если научимся вот так устанавливать новые налоговые режимы. И здесь наша большая территория — это плюс.

Помимо этого, мы должны учесть тяжелейшую российскую проблему недоступности кредитных ресурсов. Нельзя развиваться, когда «цена денег» — 15-20 процентов. Нужны государственные формы поддержки, государственные стимулы. Да, бюджет не может быть источником кредитных ресурсов, но он может быть гарантией, он может создавать такие инструменты, когда инвесторы меняют свое положение относительно банковской и финансово-кредитной системы.

Я прошу разработать эффективную программу развития научного образования, исследовательских центров и краевых университетов, а также программу нового этапа развития Сибирского федерального университета, как крупнейшего вуза на востоке страны. Он должен стать университетом мирового уровня по качеству образования и уровню научных баз. Времени на раскачку в этом вопросе у нас нет.

Далее. Необходимо уточнить целый ряд подходов, редакций наших законов о комплексном развитии наших сельских территорий и агропромышленного комплекса. Я не скажу, что этой сферой экономики ранее пренебрегали. Нет, в крае наиболее мощная поддержка из всех регионов Сибири. И тех результатов, которые есть у аграриев сегодня, а это 24 центнера зерна с 1 гектара земли, во многом удалось добиться благодаря поддержке государства. Ни в одном регионе нет поддержки на покупку удобрений. И сегодня в территориях Западной Сибири мы имеем показатели зерновых в 10-13 центнеров с гектара, при том, что у нас эта цифра значительно выше. И это серьезная разница. Но я не раз говорил, что, решая задачи господдержки технологического развития, мы не решили некоторые базовые задачи. Сельхозпроизводство остается малорентабельным, а значит, имеет недостаточный ресурс развития. Сельхозпроизводство развивалось так, что не стало пока привлекательным для молодых поколений. Молодежь уезжает, и село стареет. Нужны вложения в обновление жилья, всей коммунальной инфраструктуры. Необходимо сделать так, чтобы образ жизни в селе был не на уровне девятнадцатого века, а на уровне века двадцать первого. Это требует достаточно больших вложений бюджета. И мы должны пойти на наращивание объема господдержки комплексного развития села. При этом мы не можем подходить к развитию села только с позиции развития производства. Будут аккумулированы разные средства в разных бюджетах и будут внедрены стимулы для хозяйственных руководителей. Вложил деньги в новое жилье — получи компенсацию со стороны краевого бюджета.

Следующий объем задач связан с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, модернизацией коммунального хозяйства, развитием жилищного строительства, расселением граждан из ветхого жилья. Задач здесь очень много. Это особые проблемы Красноярского края. Проработав много лет в одном из сибирских регионов, я могу ответственно и уверенно сказать — нет в обычных регионах таких инфраструктурных задач, которые есть в Красноярском крае. Это и расстояния, это и автономизация, это совершенно другая энергетика. В других субъектах Федерации практически нет поселений с автономной генерацией электроэнергии. Везде хватает линий электропередачи. Даже жилье в поселках ближе к Северу было построено по-другому. Как правило, в субъектах Федерации это индивидуальные усадьбы и дома. Да, они тоже приходят в ветхое состояние, но там есть больше стимулов к развитию. А в Красноярском крае — двухэтажки. Приходили геологи, строили не очень основательно и уходили. А дом остался. И не просто дом остался. Люди остались там жить. Поэтому для нас транспортная доступность, энергетическая и коммунальная инфраструктуры, обновление жилищного фонда — это самые важные определяющие задачи. Без их решения не будет развития ни экономики, ни социума. Поэтому здесь будут разработаны специальные программы транспортной доступности (к этой работе мы подключаем министерство транспорта Российской Федерации), устойчивое авиасообщение, развитие дорожной сети. Программа будет формироваться в ближайшие дни.

Нам нужно создать производственные мощности для масштабного электропотребления. В крае огромный неиспользованный потенциал генерации электроэнергии. У нас не загружены ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ. От этой недозагрузки мы теряем налоги, добываем меньше угля, теряем рабочие места. Причем этот резерв электроэнергии практически такой же, сколько мы потребляем. Мы можем удвоить потребление электроэнергии в своем крае. Это можно сделать только привлечением особых потребителей. Ну и, конечно, строительство ЛЭП для передачи электроэнергии в Западную Сибирь, где все регионы энергодефицитные полностью. Ни в Новосибирской, ни в Омской, ни в Томской областях, ни в Алтайском крае, ни в Республике Алтай, ни в Тыве нет мощностей по электроэнергии, чтобы можно было строить новое жилье. Поэтому данная программа должна быть очень конкретная.

Мы будем разрабатывать программу и по газификации. Ведь без газификации нам не решить задачу развития ни в экономическом, ни в социальном плане. Поэтому природный газ должен войти в Красноярский край и за счет собственной добычи, и за счет единой системы. Думаю, что это будет кольцо одновременно и с западных границ края с ориентацией на Ачинск, и с северо-востока на Красноярск. И здесь тоже есть поддержка главы государства.

Нужна специальная программа привлечения частных инвестиций и развития государственно-частного партнерства в инфраструктурных сферах. Здесь мы крайне неубедительны и стараемся решить все эти задачи за счет бюджета. Сделать это будет невозможно. Поэтому в этом инфраструктурном развитии должны быть заинтересованы все производственные комплексы. Я не говорю, что они обязаны это делать. Но мы можем найти такие эффективные стимулы, когда они за свои средства строят инфраструктурные объекты, а государство постепенно эти объекты выкупает. Так сейчас строятся линии электропередач. Большая компания «Полюс Золото» из своего бюджета вкладывает 6 миллиардов рублей, а федеральная сетевая компания по графику будет выкупать эту инфраструктуру.

Точно так же мы будем привлекать серьезные ресурсы частных инвесторов и в дорожную, и в транспортную, и в другие инфраструктурные сферы. Но для этого должны быть более точные нормативные условия, энергичная управленческая политика.

Убежден, развитие края невозможно без укрепления социальной сферы, повышения эффективности функционирования всех бюджетных организаций. Здесь много конкретных задач. Хочу выделить задачу, которую я уже озвучивал. Вы хорошо понимаете, что мы не можем дальше решать все задачи укрепления бюджетной сферы только вложением средств. Хотя потребность в этом не уменьшается. Нам нужны и школы, и детские сады, и больничные корпуса, и клубы по месту жительства. Однако ситуация сегодня такая, что если мы не задействуем новые организационно-управленческие механизмы, то дальнейшие вложения в бюджетную сферу становятся неэффективными. Устаревшие механизмы становятся оковами. И вместо того, чтобы работать над обновлением этим механизмов, мы все силы направляем на написание отчетов. Если продолжать так работать, то никакие капиталовложения здесь не помогут.

Я еще раз обращаюсь к Правительству края, прошу поддержки общественности и, в первую очередь, депутатского корпуса. Нужно переломить ситуацию. Нужно делать меньше ненужных отчетов, формальных проверок, неэффективных расходов. Нужно видеть результат и понимать, что у государства нет ресурсов, чтобы постоянно вкладывать и вкладывать. Нужно получить большую отдачу от того, что мы имеем.

Я прошу очень серьезно обновить все наши подходы, особенно в социальной сфере, куда должны масштабно прийти частные инвесторы. Государство же должно быть не инвестором, а гарантом доходности. Потребность во многих социальных услугах настолько быстро растет и приобретает вполне рыночную форму, что не учитывать это — значит опять неэффективно расходовать бюджетные средства. За счет частных инвесторов можно построить много жилья, когда мы гарантируем арендную доходность, а жилье даем молодым специалистам. Инвестор получает гарантированный доход на 5-7 лет, а мы получаем быстрое обновление жилищного фонда. Мы можем привлечь инвесторов к строительству спортивных объектов, детских дошкольных учреждений. Здесь тоже спрос есть. Государство должно сконцентрировать инвестиционный ресурс на общеобразовательных школах, больницах, учреждениях культуры. Но не стоит лезть с инвестициями во все и вся. В крае даже профессиональные спортивные клубы финансируются только из бюджета. При всей моей любви к спорту, так не должно быть.

Александр Викторович подробно говорил об институте местного самоуправления, о тех задачах, которые вытекают из нового законодательства. Не буду здесь повторяться. Озвучу лишь ту позицию, которая совпадала с изложенной Законодательным Собранием края. Я убежден, что нельзя решать задачи развития без укрепления местной власти. И это не какой-то лозунг. Это жизнь.

Развитие предполагает активное участие всех движущих сил. Иначе его не будет. Если мы будем говорить с этой трибуны об антикризисных мерах, я скажу о централизации. Но если мы говорим о развитии, нужно говорить о возможностях, полномочиях, стимулах для местного самоуправления. Убежден, то, что в последние даже не годы, а десятилетия проходило по линии централизации, это ошибочный вектор нашей политики, ошибочный вектор нашего развития. Я работал мэром большого города в 90-е годы, в 93-м, 94-м, когда не было никаких ресурсов развития. Но у города были все возможности самостоятельного развития. У города не было практически межбюджетных отношений. У города была полноценная ответственность. За все, что в городе есть, отвечал мэр. Никто даже не думал говорить: «Вот это наше, а это не наше». Мы начинали действовать с подвоза угля на крупные ТЭЦ, которые были частной собственностью, но от тепла которых зависело, есть жизнь или нет. Мы занимались промышленным производством. Мы занимались ведомственным жилищным фондом. Сейчас мы по одному объекту десятилетиями то с Минобороны переписываемся, то еще с кем-нибудь, а тогда по миллионам квадратных метров за один день решали вопросы, чтобы спасти этот жилищный фонд. Он был в основном ведомственный, а его нужно было принять.

Я не очень понимаю, как бы мы прошли 90-е годы при том распределении полномочий, которое мы сейчас имеем. Я не против закрепления полномочий, порядок должен быть, но централизация налоговых доходов не является синонимом централизации полномочий. Это совершенно разные процессы. Да, чтобы обеспечить везде разные условия развития, надо централизовать доходы. Потому что в одном поселении их много, в другом почти нет. Это я не к тому, что в одном работают, а в другом нет, так устроено налоговое законодательство. Крестьяне не облагаются большим налогом, а рудник облагается. И где рудник, там есть доходы. А там, где выращивают хлеб и производят молоко, бюджетных доходов мало. В одной территории рабочих мест много, в другой мало, но развитие должно быть везде, и социальное обслуживание должно быть гарантировано государством тоже везде. Но полномочия должны быть у местной власти.

Убежден, что мы должны эффективно использовать этот переходный период, чтобы понять, какие полномочия передать на уровень местного самоуправления. Федеральный центр тоже понимает эти задачи, и сейчас будут приняты решения, по которым именно местные бюджеты получат дополнительные источники доходов. Это не только налогообложение земли и имущества. Это будет и бензиновый налог, который пойдет исключительно в местное самоуправление на дорожное хозяйство внутри поселений. Будут еще некоторые нормы, которые государство примет на уровне федерального законодательства для укрепления финансовых основ местного самоуправления. И край должен работать в этом же векторе.

Конечно, нельзя решить никакие задачи развития, не обеспечив сбалансированный бюджет. Иметь годовой бюджет с дефицитом в 30 миллиардов — это недопустимо. Эту ситуацию нужно рассматривать как временную, связанную с различными объективными процессами, которые имели место в экономике края и решении задач бюджетного роста и социального развития. Но в том, что такая ситуация не может быть сохранена в дальнейшем, я думаю, депутатский корпус должен быть убежден и должен уверенно идти к сбалансированному бюджету. Я уже говорил, что мы не можем сбалансировать бюджет ограничением общих расходов, оптимизировать расходы по всем статьям. У нас есть излишества. Где-то мы принимали такие проекты, что тратили на строительство и ремонты вдвое больше, чем требовалось. Есть еще неэффективные расходы. Это все процесс текущей оптимизации. Но нельзя уменьшить расходы в целом. В целом расходы должны расти, иначе мы никогда не решим инфраструктурные и социальные проблемы. Поэтому сбалансировать бюджет — это значит увеличить экономическую мощь, экономическую отдачу. Над этим идет работа. Мы ставим задачу в бюджете 2015 года не допустить дефицита бюджета по факту его исполнения больше 15 миллиардов. Сейчас 30 миллиардов, в 2015 году — 15. Сегодня на публичных слушаниях вы увидите другую цифру — 17,9 миллиардов дефицита. Но мы не можем пока поставить в бюджет то, что еще не оформлено в документах. Уверен, что мы проработаем решения, которые позволят дополнительно привлечь порядка 5 миллиардов рублей доходов, чтобы у нас была возможность не превысить по факту 15 миллиардов дефицита. А в 2016 году бюджет будет приниматься только с техническим дефицитом. Дефицитом, который уже практически преодолевается 1 января, когда остатки переходят в доходы очередного финансового года.

При этом есть определенные направления расходов, которые мы будем осознанно увеличивать и наращивать. Прежде всего, это дорожное хозяйство. Не дожидаясь специального решения, которое будет принято в ближайшее время и по которому субъект Федерации будет получать доходы от большегрузного транспорта, который пойдет по федеральным дорогам (вместе со всеми дорогами Красноярского края примерно в миллиард), и того, что рубль с каждого литра бензина пойдет в местный бюджет именно на дорожное хозяйство. Думаю, такое решение тоже будет принято, и это тоже даст муниципалитетам края 600-700 миллионов в годовом исчислении. Тем не менее, не дожидаясь этих решений, мы миллиард добавляем в дорожное хозяйство. Он пойдет практически на треть межпоселенческих дорог и дороги внутри поселений, чтобы муниципалитеты могли привести их в порядок. Эти деньги будут в плановом бюджете. Доводиться они будут до конца предыдущего года, чтобы торговали мы их в январе-феврале, а не в июле-августе. Чтобы ремонтировали дешевле и начинали это делать не в августе.

Мы примем решение об увеличении заработных плат всех малооплачиваемых работников бюджетной сферы. Внимание только к зарплатам учителя, воспитателя, врача, медсестры привело к тому, что санитарка, повар, уборщица попали на такие зарплаты, которые не позволяют нормально работать и нормально содержать бюджетную сферу. Поэтому с 1 июня 2015 года никто, работающий в бюджетной сфере, не может иметь зарплату ниже прожиточного минимума. Он у нас разный для юга и севера, но он везде считается, везде статистически оформляется и везде будет обязательным нормативом. На это расходы пойдут уже в наступающем году и в годовом исчислении составят около 3 миллиардов рублей.

Я готов и буду в ближайшее время обсуждать с Законодательным Собранием задачи по повышению зарплат муниципальным служащим. Убежден, что это сделать необходимо, иначе мы теряем квалификационный потенциал и качество этого необходимого, наиболее приближенного к населению уровня власти.

В заключение хочу несколько слов сказать о качестве работы органов власти и управления. Конечно, здесь очень много проблем. Каждый может задать вопрос «Как же, живя в регионе, где природные ресурсы, где накоплен огромный промышленный потенциал, где живут уникальные, талантливые, образованные люди, мы не можем получить полноценную отдачу. Живем бедно и развиваемся медленно». К сожалению, потому, что некачественно управляем, соединить ресурсы развития не всегда получается эффективно. Поэтому профессиональный уровень и подходы у власти должны быть обновлены. Утверждая Правительство края, я говорил коллегам, что руководители могут быть прежними, но работа должна стать новой. Отношение к ней должно быть иным. Будем заниматься обучением, и не формальным на каких-то курсах, а постоянным, которое будет мобилизовывать наши ресурсы. Таких технологий, методик много, но мы их часто в управленческой среде игнорируем. Я прошу Администрацию Губернатора взять это как базовую задачу.

Конечно, нам нужно качественно взаимодействовать с обществом. Власть не может быть эффективной, если нет тесного взаимодействия, доверия, нет заинтересованности власти обратиться к экспертам и обществу за поддержкой, за советом. Это должна быть реальная работа. И никакими формальными общественными советами здесь не обойдешься. Здесь должна быть новая идеология взаимодействия с обществом.

Конечно, должен быть качественный диалог депутатов с исполнительной властью. В большинстве территорий я это видел. И та модель, которая сейчас существует в большинстве районов и городских округов, на мой взгляд, не так уж ущербна. Она позволяет это взаимодействие, диалог осуществлять. Но есть примеры, когда его нет. Не хочу сейчас называть города и районы, но я знаю о них, и считаю такую ситуацию ненормальной. Взаимоотношения там будут корректироваться и строиться на профессиональной, нравственной основе.

Будут предъявлены самые жесткие требования к стилю работы, образу жизни каждого, кто находится на государственной и муниципальной службе. Я не собираюсь за кем-то подглядывать, собирать информацию, кто в каком бизнесе, но я говорю: «Конец!». Больше так не будет! Кто работает на государственной, на муниципальной службе, тот работает на общество, на результат и будет иметь доверие и поддержку наших граждан. И другого не дано! Кто не принимает эти принципы, должен уйти.

Хочу всех вас поблагодарить за то многое, что вы делаете и будете делать. Именно вы, и в вашем лице все депутаты, являетесь основой, главной движущей силой, которую мы должны задействовать, чтобы решить все наши задачи развития. Я хочу пожелать вам сегодня плодотворной работы на круглых столах, на встречах. В ближайшие дни будет утвержден регламент моей работы, где будет постоянное взаимодействие с местными органами власти, депутатами и Законодательного Собрания края, и местных Советов. Это будут и еженедельные выезды в районы, и встречи. Это будет личный прием. Будет много форматов нашего взаимодействия. Мы не можем решать задачи развития, встречаясь только на форумах или сессиях. Большие мероприятия скорее должны поднимать дух, а находить решения нужно каждый день, профессионально взаимодействовать каждый период времени. Я желаю вам успеха и желаю нам совместной плодотворной работы.