На главную | VIII съезд

VIII съезд депутатов Красноярского края (1 ноября 2017 года)

Доклад председателя Законодательного Собрания края Д. В. Свиридова

1 ноября 2017 года


Уважаемые участники съезда!

Уважаемый Александр Викторович!

Символично, что наш съезд решено провести в конгресс-холле СФУ — одном из объектов Универсиады. Именно отсюда в 2019 году журналисты будут транслировать достижения национальных команд. Сегодня это площадка для выработки и трансляции наших общих решений, призванных дать ответ на главный вопрос: что мы должны сделать, чтобы повысить качество жизни населения.

На этом базовом приоритете основан проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. Этот основополагающий документ задает магистральное направление движения вперед. После его утверждения нам предстоит немало потрудиться над тем, чтобы претворить в жизнь все намеченное. И в каждом аспекте своей деятельности органы государственной и муниципальной власти должны держать в уме фундаментальный тезис — рост уровня благосостояния жителей края.

Наверное, первый вопрос, который возникает у каждого: за счет чего этого достичь? В нашем регионе насчитывается 575 муниципальных образований, различающихся между собой по площади, численности населения, климатическим условиям, природным ресурсам, транспортной доступности и экономическому потенциалу. Понятно, что крупные инвестиционные проекты реализуются не во всех территориях. Но муниципальные образования не автономны в своем развитии. Любые масштабные стройки, создание новых производств должны рассматриваться через призму внутрикраевой кооперации. К тому же немалую роль играют локальные инициативы, которые в своей совокупности во многом определяют социально-экономическое благополучие региона.

Не буду вдаваться в общие вопросы развития экономики края. Многое по этой части уже было сказано Александром Викторовичем. В своем выступлении хотел бы остановиться на взаимодействии Законодательного Собрания с органами местного самоуправления, проблемах муниципальной власти, роли депутатского корпуса в их решении и развитии территорий. Это то, на чем мы строим совместную деятельность и от чего зависит социальное самочувствие граждан.

Выстраивание конструктивного диалога с муниципалитетами — безусловный приоритет региональной государственной политики. Особого внимания заслуживает опыт участия органов местного самоуправления в обсуждении проектов законов о краевом бюджете и отчетов о его исполнении на публичных слушаниях, проводимых Законодательным Собранием. Важным инструментом совместной работы стали заседания секций Координационного совета, как правило, расширенные и выездные. В период между VII и VIII съездами было проведено более тридцати таких заседаний с участием около двух тысяч представителей органов государственной власти и местного самоуправления.

В 2017 году создан коллегиальный орган — Совет по развитию местного самоуправления в Красноярском крае. Законодательное Собрание продолжает практику «муниципального часа» на заседаниях сессий, со следующего года она станет регулярной. В рамках этого формата депутаты заслушивают информацию глав муниципальных районов и городских округов о жизни территорий, об их проблемах и достижениях.

Местное самоуправление активно пользуется правом законодательной инициативы. С 2015 года представительными органами муниципальных образований в краевой парламент внесен 41 законопроект. Наиболее энергично действуют советы депутатов Красноярска, Норильска и Ачинска, Северо-Енисейского, Таймырского и Эвенкийского районов.

В результате взаимодействия представительных органов депутатов разных уровней разработан ряд важных правовых актов. Так, в 2016 году краевым парламентом был принят закон, не имеющий аналогов в России, — «О государственной поддержке муниципальных районов Красноярского края, реализующих муниципальные программы, направленные на развитие сельских территорий». Он позволяет оказывать поддержку районам, реализующим с участием бизнеса значимые проекты. В прошлом году в рамках этого закона было создано более 60 рабочих мест, вовлечены в оборот новые площади сельскохозяйственного назначения, достигнуты впечатляющие производственные показатели. По итогам конкурсов в этом году предусмотрено 302 миллиона рублей на поддержку 15 территорий края. В их числе Енисейский, Иланский, Курагинский, Манский, Тюхтетский и другие районы. В 2018 году на эти межбюджетные трансферты в краевой казне закладывается 436 миллионов рублей.

Название еще одного закона, принятого в прошлом году по инициативе депутатов Законодательного Собрания, говорит само за себя: «О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края». Он предусматривает выделение средств из регионального бюджета на улучшение инфраструктуры муниципальных образований. В поселениях появляются места, где могут с комфортом отдохнуть взрослые и с удовольствием поиграть дети. Несомненно, мы продолжим эту работу. С трибуны съезда хочу призвать коллег из муниципалитетов активнее вовлекать население в решение вопросов местного значения.

В определенной мере это уже делается в рамках государственной программы края «Содействие развитию местного самоуправления». С 2017 года в нее включена новая подпрограмма «Поддержка местных инициатив». В этом году проводится конкурс «Берег Енисея», в числе пилотных территорий — Балахтинский, Большемуртинский, Емельяновский, Краснотуранский, Новоселовский и Сухобузимский районы. Всего реализуется 51 проект.

Говоря о местном самоуправлении, мы в первую очередь должны обратить внимание на его базовый уровень — сельские поселения края. Скажем прямо: ситуация здесь далека от совершенства. В силу причин, нередко от них не зависящих, у органов местного самоуправления на селе зачастую нет возможности думать об инициативах, повышающих качество жизни людей. Они загружены исполнением полномочий и ответами на многочисленные вопросы контролирующих органов.

Начиная с 2014 года у края появилась возможность влиять на перечень полномочий, закрепляемых за поселениями. Перед тем как приступить к изменениям в этой сфере, Законодательное Собрание провело ряд выездных совещаний совместно с органами исполнительной власти края. В результате в 2015 году был принят Закон «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края». С учетом предложений снизу перечень таких вопросов был сокращен с 26 до 20. Полагаю, сейчас нам необходимо еще раз трезво оценить возможности сельских поселений.

Не секрет, что год от года увеличивается разрыв между уровнем оплаты труда муниципальных служащих и работников учреждений. Порой эта разница достигает двукратного значения. Достаток работников учреждений растет благодаря исполнению майских указов Президента РФ. А вот денежное содержание муниципальных служащих остается неизменным. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, в 2018 году оплата их труда будет проиндексирована. Но этого, конечно, недостаточно. Работа в данном направлении будет продолжена совместно с исполнительной властью края.

Теперь о кадрах, в особенности квалифицированных. Их остро не хватает на местах. И дело не только в малопривлекательной зарплате. По всему краю наблюдается дефицит, к примеру, специалистов по земельным отношениям, отвечающих за важнейший участок работы местного самоуправления. Кадровая проблема многогранна — это и подготовка достаточного числа специалистов в учреждениях профессионального образования, и обеспечение их жильем в сельской местности, и другие аспекты. Чтобы утолить кадровый голод, необходимые серьезные подвижки как на краевом, так и на местном уровне.

Не могу не упомянуть и о других сельских проблемах, типичных для нашего края. В их числе — нехватка качественной питьевой воды; недоступность государственных и муниципальных услуг в северных районах, а также банковских и почтовых услуг; низкое качество телефонной, интернет-связи и опять-таки дефицит кадров, теперь уже в сферах сельского хозяйства и здравоохранения. Все это требует нашей общей планомерной работы.

Если обозначить тему полномочий применительно к городским округам и муниципальным районам края, то здесь ситуация несколько иная. С одной стороны, сфера муниципального ведения расширяется: с 2003 года количество вопросов местного значения увеличилось у муниципальных районов с 20 до 40, у городских округов с 26 до 45. С другой стороны, зона ответственности местного самоуправления в ключевых областях неуклонно сужается. Справедливости ради надо сказать, что передача ряда полномочий краю обусловлена решениями федерального уровня и в целом идет на пользу делу (концентрация ресурсов повышает эффективность их расходования).

Но есть и досадные перекосы. Взять, к примеру, сферу образования. Сначала учителям стали платить зарплату из краевого бюджета, затем на региональный уровень увели расходы на учебный процесс. Уже начались разговоры о возможной передаче всего среднего образования на региональный уровень. С учетом позиции руководителя края к этому надо подойти взвешенно.

Или вот еще примеры. В здравоохранении районные больницы и ФАПы перевели на краевой уровень, но лучше ли от этого пациентам — большой вопрос. А недавно построенный в Канске бассейн стал филиалом краевого учреждения, которое расположено, разумеется, в Красноярске. То есть теперь из столицы региона управляют тем, как плавают канцы?

Согласитесь, далеко не всеми процессами в глубинке можно оперативно и со знанием дела рулить из Красноярска. Как представляется, настала пора подвергнуть ревизии некоторые методы управления. Краевая власть задает вектор развития, ставит масштабные задачи, а конкретные решения в территориях должны принимать органы местного самоуправления. Тем более что позитивные примеры есть. Это и «удостоверение горожанина» в Железногорске, и экономичный ремонт школы в Ермаковском районе, и инициативы по развитию сельской культуры в Дзержинском районе.

Местное самоуправление по определению призвано решать вопросы местного значения. Думаю, многие из вас разделяют обеспокоенность председателя Кодинского горсовета Ларисы Бажановой. «С такой политикой централизации можно дойти и до того, что поселениям нужно самоликвидироваться, — пишет она в Законодательное Собрание. — Это ущемляет поселения и ухудшает качество предоставляемых населению услуг». Лариса Александровна предлагает обсудить вопрос централизации полномочий на нашем съезде. Полагаю, мы должны уделить этому максимум внимания.

Отдельная тема — северные районы. В этом году исполнилось десять лет со дня объединения Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами. В 2015 году был принят Закон «Об административно-территориальных единицах с особым статусом». Этот статус необходимо подкреплять каждодневной работой органов власти всех уровней, направленной на повышение качества жизни людей.

Все мы прекрасно понимаем: Эвенкия и Таймыр — это действительно особые территории. Это экстремальные с точки зрения климатических условий районы Крайнего Севера. Это место проживания коренных малочисленных народов с их уникальным укладом. Это огромное пространство, где от одного поселения до другого подчас сотни километров, и, как в той известной песне, «только самолетом можно долететь». Там сейчас возникли нешуточные сложности с предоставлением государственных услуг, и ситуацию надо не мешкая выправлять. Мы все должны стремиться к тому, чтобы жизнь северян была как можно более комфортной, чтобы они чувствовали себя полноправными членами большой красноярской семьи.

Уважаемые коллеги!

13 октября в Законодательное Собрание внесен проект краевого бюджета на 2018 год и плановый период 2019—2020 годов. О нем мы еще поговорим в ходе сегодняшних публичных слушаний. А сейчас считаю важным сделать акцент на межбюджетных отношениях. Нам необходимо всерьез задуматься над их корректировкой.

Как уже было сказано, с краевого на местный уровень передан большой объем полномочий. Сейчас логика у муниципалитетов какая? «Да вы нам хоть тысячу полномочий дайте — главное, чтобы вместе с ними дали побольше денег». Здесь будет уместно напомнить о том, что в нашем регионе (в отличие от некоторых других) каждая услуга, передаваемая на уровень местного самоуправления, подкреплена рублем. Но в целом существующую систему межбюджетных отношений идеальной назвать нельзя. Об этом свидетельствуют и рост долга муниципальных образований, и значительный разрыв в уровне фактической бюджетной обеспеченности на одного человека.

По-прежнему три четверти всех доходов в консолидированный бюджет края поставляют четыре территории — Красноярск, Норильск, Туруханский и Северо-Енисейский районы. Безусловно, зависимость муниципалитетов от трансфертов из краевого бюджета не стимулирует их к развитию. Если бедным все равно добавят, а у богатых все равно заберут, зачем стремиться зарабатывать? Однозначного ответа на вопрос, что лучше — дать территориям больше самостоятельности и ответственности или усиливать краевую поддержку — не существует. На мой взгляд, должен происходить умеренный процесс децентрализации: как бы мы ни опекали муниципалитеты, им нужно расти — в экономике, финансах, управлении. При этом задача краевых органов власти — поддерживать баланс, выравнивая диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Необходимо продолжить работу по оптимизации расходов и поиску дополнительных источников доходов. Как показывает практика, резервы в этом деле есть. Это и взыскание недоимки (на начало этого года местные бюджеты недосчитались почти полутора миллиардов рублей), и вывод предпринимателей из тени, и самообложение граждан, и грамотная налоговая политика. Нужно проводить оценку эффективности предоставляемых льгот и регулировать с помощью этого гибкого инструмента развитие бизнеса. Одним словом, наращивание налогового потенциала территорий — дело не только краевой, но и муниципальной власти.

Приведу только один пример: у трети городских округов и муниципальных районов доля задолженности в начислениях по арендной плате за земельные участки (а это заметный источник доходов местных бюджетов) превышает 50 процентов. Сегодня с учетом централизации на краевом уровне налоговых поступлений и существующих механизмов выравнивания муниципальные образования утратили стимулы к наращиванию собственного налогового потенциала. Фактически такая ситуация не способствует активной экономической политике муниципалитетов. Задача краевой власти — поощрять эту активность. Очевидно, существующая система межбюджетных отношений требует донастройки с усилением в ней стимулирующих компонентов. Финансовое выравнивание не должно глушить местную инициативу.

Разговоры о малом и среднем предпринимательстве уже набили оскомину. Одна из самых больших проблем — пресловутые административные барьеры. Здесь и многочисленные подзаконные акты, и большой объем отчетности, и избыточный контроль. Необходимо сделать законодательство более прозрачным, устранить в нем противоречия и пробелы; снизить количество проводимых проверок. Все это не только вопросы федерального и краевого регулирования. Местные власти такжедолжны создавать условия для предприятий малого бизнеса. Установление понятных и стабильных правил, содействие в поиске площадок, организация продовольственных ярмарок, развитие развозной торговли — вот далеко не полный перечень того, что по плечу органам местного самоуправления. И дело не всегда в дополнительных средствах — нужно проявлять политическую волю и организаторские способности.

Качество жизни людей подразумевает и серьезные изменения в подходах к решению экологических проблем. Хотел бы подчеркнуть, что они не сводятся к загрязнению воздуха в крупных городах края. Серьезным вызовом практически для всех муниципалитетов является тема твердых бытовых отходов. Основные задачи, которые необходимо решить до 2019 года: утвердить региональную программу в области обращения ТБО; провести корректировку территориальной схемы обращения с отходами; заключить соглашения с региональными операторами и установить тариф на их услуги.

Пришло время обратить внимание и на проблемы территориального устройства края. Не откладывая дело в долгий ящик, следует приступить к работе над совершенствованием административно-территориального устройства и муниципально-территориального деления края. Это и проблема упразднения населенных пунктов, и необходимость укрупнения поселений с учетом их реальной способности исполнять весь объем полномочий. Красноярский край одним из первых утвердил границы муниципальных образований, как того требует 131-й Федеральный закон. Но при описании границ был допущен ряд ошибок, существенно осложнивших жизнь собственникам. Проблема земельных участков, находящихся на территории двух муниципальных образований, к сожалению, в полном объеме до сих пор не решена. Понятно, что нужны большие бюджетные затраты, но когда-нибудь начинать надо. Нельзя закрывать глаза и делать вид, что этот вопрос рассосется сам собой.

Уважаемые коллеги!

Парламентский съезд — это всегда значимое событие в общественно-политической жизни Красноярского края. Традицию регулярно собирать на представительный форум депутатов всех уровней — от крупного города и района до самого маленького поселения — подхватили наши муниципальные образования, проведя за последние два года восемь съездов с общим числом участников около 1400 человек.

В преддверии VIII Съезда депутатов Красноярского края было проанализировано исполнение предыдущей резолюции. Из 115 рекомендаций полностью воплощено в жизнь 99 — это 86 процентов. Показатель неплохой, но, как говорится, есть над чем работать.

Все мы, депутаты, ответственны перед населением за качество жизни — каждый на своем уровне. Законодательное Собрание края — проводник интересов муниципальной власти, которая ближе всего к людям, лучше других знает об их трудностях и их ожиданиях. Мы готовы сообща создавать условия для развития сёл и деревень, городов и районов, выходить с дельными инициативами в правительство края, в федеральные органы власти. Давайте же эффективнее использовать все свои возможности, чтобы достичь главной цели — поднять благосостояние жителей Красноярского края на качественно новый уровень, обеспечивая уверенность в завтрашнем дне.

Благодарю за внимание.

Открыть файлПрезентация