На главную | VIII съезд

VIII съезд депутатов Красноярского края (1 ноября 2017 года)

Круглый стол «Реализация органами местного самоуправления края полномочий по управлению, распоряжению землями сельскохозяйственного назначения и контролю за их использованием»

1 ноября 2017 года


Рекомендации круглого стола

Заслушав и обсудив выступления, участники круглого стола отмечают, что с начала 2000-х годов по инициативе Законодательного Собрания Красноярского края проводится работа, направленная на повышение эффективности деятельности местного самоуправления в целях устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, которое невозможно без рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, поскольку именно земля является одним из главных условий развития экономики муниципальных образований.
В течение 2006-2011 годов в крае на территории 39 муниципальных образований за счет невостребованных земельных долей было сформировано более 30 тысяч земельных участков общей площадью более 1 млн. гектаров. На основании решений судов в собственности края было зарегистрировано более 24090 земельных участка общей площадью 871,7 тыс. гектаров.
С учетом мнения органов местного самоуправления во исполнение поручения Губернатора Красноярского края была проведена работа по формированию и передаче земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Красноярского края, в собственность соответствующих муниципальных районов Красноярского края.
Муниципальные образования, реализуя свои полномочия по управлению, распоряжению землями сельскохозяйственного назначения и контролю за их использованием, находятся в условиях динамично развивающегося и изменяющегося земельного законодательства, требующего дальнейшего урегулирования и устранения пробелов, особенно в области оптимизации условий предоставления земельных участков, уточнения и актуализации категорий земель, создания эффективной системы управления земельными ресурсами, мониторинга земель, землеустройства, повышения эффективности надзора (контроля) за использованием и охраной земель, решения проблемы изъятия неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земель.
Отдельным вопросом, требующим скорейшего урегулирования на федеральном уровне, является вопрос о правоотношениях в сфере распоряжения и использования лесов, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципальных образований, использования собственником делового леса, выросшего на его участке, реализации делового леса с целью получения средств для введения участков в сельскохозяйственный оборот, а также регламентации введения в сельскохозяйственный оборот заросшего земельного участка, проведения его расчистки и рекультивации.
Учитывая изложенное, участники круглого стола

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Органам государственной власти края обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу, а депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителям от Красноярского края поддержать предложения:
о закреплении в доходах муниципальных районов, городских округов сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушения земельного законодательства по месту совершения таких нарушений в размере 100 процентов;
об увеличении размера штрафов за неиспользование по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения в течение трех и более лет, порчу земли, уничтожение плодородного слоя земли и об упрощении процедуры оформления изъятия у собственников земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых допущены нарушения в использовании;
о сокращении срока неиспользования земельного участка, по истечении которого принимается решение о его изъятии, с трех до двух лет;
о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и иные нормативные акты Российской Федерации в части исключения обязанности органов местного самоуправления по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых находятся лесные участки или по которым проводится процедура перевода в другую категорию земель;
об установлении особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, не относящихся к землям лесного фонда;
об установлении льготного тарифа на электрическую энергию для субъектов агропромышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока, используемую в животноводстве и свиноводстве, на уровне тарифов для населения.
2. Правительству края:
2.1. Провести работу по сплошной проверке кадастровой ситуации на территории сельских муниципальных районов в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельных участков к определенной категории земель (уточнения границ ранее учтенных участков и исключения наложений земель сельскохозяйственного назначения на земли лесного фонда).
2.2. Создать в крае карту земель сельскохозяйственного назначения с указанием для участков земель сведений о назначении (виде разрешенного использования), собственнике, фактическом состоянии земельного участка;
2.3. Разработать и утвердить правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Красноярском крае в целях урегулирования вопросов, связанных с установлением требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, порядка и сроков их проведения, критериев оценки качественного состояния земель;
2.4. Разработать и утвердить порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на территории края.
2.5. Провести анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами, в целях оценки ущерба, нанесенного загрязнениями в результате промышленной деятельности предприятий норильского промышленного района.
2.6. Провести анализ деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих функции муниципального земельного контроля (в том числе количества сотрудников каждого муниципального образования, обеспечивающих выполнение данной функции, объемов работ по данному направлению), в целях принятия управленческих решений, способствующих надлежащему исполнению органами местного самоуправления функций муниципального земельного контроля, усиления контроля над действиями органов местного самоуправления, а также принятия своевременных мер по вовлечению земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот.
2.7. Разработать меры стимулирования и усиления муниципального земельного контроля над сохранностью и использованием земель сельскохозяйственного назначения (с выделением соответствующих финансовых средств).
2.8. Разработать программу повышения квалификации муниципальных служащих в области земельных отношений (включая проведение кадастровых работ в отношении земель сельскохозяйственного назначения и защиту интересов муниципальных образований в судах).
2.9. Разработать государственную программу Красноярского края по подготовке проектов межевания территорий в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности граждан.
2.10. Рассмотреть в целях развития материально-технической базы для подготовки кадров в области сельскохозяйственного производства и эксплуатации сельскохозяйственных угодий возможность государственной поддержки ООО «Учебно-опытное хозяйство «Миндерлинское» структурного подразделения ФГБОУ ВПО «Красноярский аграрный университет», в том числе компенсации затрат на разработку проектной документации и строительство учебно-опытного животноводческого комплекса, оснащенного современным технологическим оборудованием, для содержания крупного рогатого скота молочного направления.
2.11. Рассмотреть возможность внесения изменений в подпункт «и» пункта 1 статьи 2 Закона края от 8 июня 2017 года № 3-714 «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории края» в части дополнения его объектами, необходимыми для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования.
2.12. Рассмотреть возможность отнесения к компетенции Правительства края установления коэффициентов К1, К2, К3, используемых для расчета годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства крестьянским (фермерским) хозяйствам, в соответствии со статьей 12 Закона края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в целях обеспечения единого подхода и недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей.
3. Органам местного самоуправления:
3.1. Провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, переданных им из краевой собственности, а также земель сельскохозяйственного назначения, не поставленных на кадастровый учет и права на которые не зарегистрированы, в целях уточнения их состояния, выявления неиспользуемых, используемых не по целевому назначению земель или в отношении которых произведена порча, для дальнейшего оформления прав и установления правового положения земель, и вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот, и возложения на правообладателей обязанностей по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения;
3.2. Провести инвентаризацию (актуализацию данных) земель сельскохозяйственного назначения в части земель, занятых лесными участками;
3.3. Согласовывать схемы размещения земельных участков на кадастровом плане территории с министерством лесного хозяйства Красноярского края при образовании новых земельных участков.
3.4. Активнее использовать право заключения долгосрочных договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, сроком до 49 лет с сельскохозяйственными товаропроизводителями края, а также при предоставлении земельных участков, требующих существенных временных затрат при их подготовке для использования в сельскохозяйственном производстве.
3.5. Усилить работу по осуществлению функций муниципального земельного контроля в целях своевременного реагирования на нарушения действующего законодательства и вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
3.6. Осуществлять информирование о наличии свободных земельных участков в муниципальном образовании с использованием максимально доступных средств и видов информации.

Доклады, презентации:

  1. Реализация органами местного самоуправления края полномочий по управлению, распоряжению землями сельскохозяйственного назначения и контролю за их использованием
  2. Доклад председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного Собрания Красноярского края Зяблова С. Ф.
  3. Презентация исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Варфоломеевой Е. В.
  4. Выступление начальника отдела государственной экспертизы проектов освоения лесов и ведения государственного лесного реестра министерства лесного хозяйства Красноярского края Дрозда Д. И.
  5. Выступление начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам лесных насаждений министерства лесного хозяйства Красноярского края Бикбова А. А.
  6. Презентация начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Ерохиной Н. Л.