На главную | VIII съезд

VIII съезд депутатов Красноярского края (1 ноября 2017 года)

Круглый стол «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктуры и государственным услугам»

1 ноября 2017 года


Рекомендации круглого стола

Обсудив вопрос обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктур и государственным услугам, участники круглого стола отметили следующее.
В 2012 году в Российской Федерации ратифицирована Конвенция ООН по правам инвалидов, которая призвана обеспечить реальные государственные гарантии равных прав и возможностей для инвалидов. В Красноярском крае указанная категория насчитывает более 177 тыс. человек.
С учетом требований Конвенции определены основные приоритетные направления, сформированы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам.
С учетом требований Конвенции внесены изменения в нормативные правовые акты федерального уровня в области строительства, транспорта, культуры, здравоохранения, образования, социальной защиты, избирательного права, определена ответственность в пределах установленных полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм по обеспечению создания маломобильным гражданам условий доступности объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, а также их услуг.
Основным нормативным актом на территории Российской Федерации по соблюдению условий доступности для инвалидов объектов и услуг, оказания им помощи в преодолении барьеров, мешающих их использованию, получению услуг наравне с другими лицами во всех сферах жизнедеятельности является Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов».
Решение многих вопросов доступной среды с учетом требований Конвенции и указанного федерального закона отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Вместе с тем ответственность за создание доступной среды (в пределах установленных полномочий) возложена не только на органы исполнительной власти края, но и органы местного самоуправления, а также на организации независимо от их организационно-правовых форм.
Вопрос формирования доступной среды в Красноярском крае с учетом требований Конвенции ООН о правах инвалидов рассматривался на заседании Совета при Губернаторе Красноярского края по делам инвалидов с участием депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, на котором определены основные направления выполнения федерального закона.
В Красноярском крае 24 декабря 2015 года принят Закон края
№ 9-4124 «О внесении изменений в отдельные законы края в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», которым внесены изменения в 7 законов края, регулирующих правоотношения в области культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, занятости, избирательного права, а также в Закон края от 21 апреля 2011 года № 12-5794
«Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам, беспрепятственного пользования средствами связи и информации в Красноярском крае». Указанный закон регулирует отношения, связанные с созданием доступной среды жизнедеятельности инвалидов и их интеграции в общество.
Кроме того, на формирование условий доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в крае направлена подпрограмма «Доступная среда» государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан». На ее реализацию в 2014-2017 годах направлено порядка 300 млн. рублей, включая софинансирование из федерального бюджета в размере 103 млн. рублей.
В течение четырех лет проведены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа в 183 объектах образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, спорта, занятости, приобретено 13 автобусов общественного транспорта, адаптированных для инвалидов. В формировании доступности участвовали 46 муниципальных районов и городских округов края, где адаптировано 120 объектов.
В 2017 году мероприятия подпрограммы также реализовывались исходя из доведенных лимитов — 59,6 млн. рублей, в том числе 7,9 млн. рублей составляют средства федерального бюджета. В подпрограмму включены мероприятия по оказанию адресной единовременной материальной помощи на приобретение кресел-колясок для детей-инвалидов, приобретение компьютерной техники инвалидам, получающим профессиональное образование с использованием дистанционных технологий.
Дополнительно за счет средств краевого бюджета предоставляются технические средства реабилитации для инвалидов, детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с нарушениями слуха и зрения. За 2016 – 2017 годы предполагается приобрести более 2300 средств реабилитации.
Особое внимание уделяется вопросам беспрепятственного пользования средствами связи и информации. Регулярно публикуется информация о мероприятиях с участием инвалидов на официальных сайтах министерства культуры края, министерства здравоохранения края, министерства социальной политики края, министерства образования края, краевого агентства труда и занятости. ПАО «Ростелеком» внедряется учебная программа «Азбука Интернета» — система качественного обучения граждан старшего поколения и людей с ограниченными возможностями основам работы с компьютером и Интернетом. Официальные сайты органов государственной власти адаптированы для просмотра инвалидами по зрению. На базе Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» организована работа диспетчерской службы, в рамках которой предоставляются услуги по сурдопереводу.
С 1 января 2016 года в крае организован мониторинг реализации Федерального закона № 419-ФЗ в части обеспечения доступности объектов и услуг, наличия автостоянок, инструктирования и обучения специалистов, работающих с инвалидами.
Оценка доступности для инвалидов объектов и услуг организована с участием общественных организаций инвалидов. Представители указанных организаций включены в комиссии по обследованию и паспортизации объектов.
Вместе с тем, несмотря на проводимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа и участие в данных мероприятиях муниципальных образований, следует отметить достаточно невысокий процент доступности социальных объектов для инвалидов.
По предварительным оценкам, соблюдение норм доступности обеспечено только в 56 процентов приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Красноярского края. В отношении частного сектора следует говорить, примерно, о 10 процентах обеспечения объектов.
По независимой оценке социальных объектов государственной, муниципальной и частной форм собственности, проведенной Молодежным парламентом Красноярского края, только в 10 процентах объектов социального значения созданы условия по доступности услуг для инвалидов, в 35 — созданы частично и в 55 — отсутствуют. Учитывая изложенное, участники круглого стола

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Законодательному Собранию края вернуться к рассмотрению вопроса о внесении изменений в Закон края «О квотировании рабочих мест для инвалидов» в части закрепления альтернативных вариантов квотирования рабочих мест для инвалидов, в том числе включая возможность аренды рабочих мест у работодателей.
2. Законодательному Собранию края и Правительству края разработать и включить в государственную программу Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» подпрограмму «Укрепление материально-технической базы краевых государственных, муниципальных учреждений социального обслуживания Красноярского края» и обеспечить финансирование указанной подпрограммы.
3. Правительству края:
3.1. Рассмотреть возможность внедрения на территории города Красноярска системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий Город», включая изучение опыта субъектов Российской Федерации, внедривших указанную систему на своей территории;
3.2. Рассмотреть возможность создания единого краевого портала для инвалидов, объединяющего мультимедийные информационные ресурсы указанного направления на территории края (проводимые и прогнозные мероприятия, справочная информация и др.), либо организации указанного портала как части официального портала Красноярского края.
4. Министерству здравоохранения Красноярского края:
4.1. Рассмотреть возможность организации на базе краевых государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству, обучение инвалидов по зрению по направлению «Сестринский уход – массажист»;
4.2. Рассмотреть вопрос о пересмотре порядка обслуживания инвалидов из удаленных территорий края, прибывающих в краевые учреждения здравоохранения краевого центра для диагностики и лечения (пересмотр логистики), в целях исключения дополнительных транспортных расходов указанных граждан.
5. Министерству здравоохранения Красноярского края совместно с органами местного самоуправления принять меры по обеспечению доступности учреждений здравоохранения края, подведомственных министерству, в части обеспеченности специальными парковочными местами для автотранспортных средств инвалидов.
6. Министерству образования Красноярского края рассмотреть возможность организации на базе краевых государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству, обучения инвалидов по слуху по направлению «Сурдопереводчик».
7. Органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления предусматривать в бюджетах соответствующих уровней ассигнования на финансирование мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов (создание беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи).

Выступления, презентации

  1. Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктуры и государственным услугам
  2. Выступление Колягиной Наталья Владимировна, первый заместитель министра социальной политики Красноярского края.
  3. Презентация начальника отдела специального образования министерства образования Красноярского края Холиной М. В.